Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
02.06.2010 Бизнес
WHO IS MR КОМАРОВ?
10 малоизвестных фактов из жизни думского миллиардера из Альметьевска. Главной сенсацией среди опубликованных данных о доходах депутатов, министров и других чиновников РТ стал годовой заработок в сумму более 700 млн. рублей, задекларированный депутатом Госдумы РФ Фоатом Комаровым. Об этом сверхуспешном бизнесмене широкой публике в Татарстане известно немного. Что из себя представляет таинственный предприниматель с юго-востока Татарстана? Газета "БИЗНЕС Online" обратилась к некоторым фактам его биографии. Хотя налоговые органы РТ не раз сообщали о том, что в республике в результате декларационных кампаний ежегодно по несколько человек отчитываются о доходах свыше миллиарда, имена этих людей по понятным причинам не оглашаются. С учетом этого заработок в таком крупном размере - 700 млн. рублей - в [Комаров Фоат] Татарстане публично декларируется впервые. Редакция обратилась за комментариями к Фоату Комарову, отправив ему свои вопросы (как он заработал такие деньги за год?). Но пока ответ мы не получили. Поэтому мы опросили свои источники об этом предпринимателе и просмотрели открытые источники информации.
1. СДЕЛАЛ СЕБЯ САМ
Первая версия широкой публики, когда она слышит о подобном размахе в бизнесе, заключается в следующем: чей родственник, чей человек? Как нам рассказали наши источники, Комаров – это человек, который, как говорят англичане, self made man, то есть сделал себя сам. Его родители не занимали никаких высоких должностей: мама – дорожная рабочая, отец – слесарь. Комаров закончил мехмат Казанского университета, получил диплом по гидравлике, разработке нефтяных месторождений.
В 1987 году в альметьевском горкоме комсомола Комаров возглавлял ОКОД – оперативный комсомольский отряд. Выделялся принципиальностью. Потом на излете комсомола возглавил городской комитет.
Наверное, именно качества лидера (и комсомольские связи) помогли ему начать свой бизнес. Бизнес получился разносторонним: сначала дорожное строительство, затем торговля, затем разработка нефтяных месторождений, сельское хозяйство, чулочно-носочная фабрика "Алсу"…
2. КАК СТАНОВЯТСЯ МУЖЧИНАМИ
В одном из интервью о Комарове рассказывал его близкий соратник Александр Тарасов - гендиректор СМП-Нефтегаз: "Познакомились мы неординарно: подрались на призывном пункте в Татвоенкомате. Бились стенка на стенку – альметьевские парни против челнинских. Сначала мы, челнинцы, их побили, потом они нас. Было это в 1976 году. Друзьями стали в поезде, который вез нас в одну часть, на Украину. Дружба длится уже 32 года. Как-то характерами подошли друг другу. Именно в армии, я считаю, происходит становление мужчины, и там мы через полгода стали заместителями командиров спецвзводов. Оба были с характерами, не позволяли старослужащим брать верх. Кому-то это не нравилось, потому и говорили, что если "глушить", то сразу обоих. Потому что точно знали: друг за друга мы горой. Он уволился в запас первым, а через несколько месяцев и я. Сразу приехал в Альметьевск к своему армейскому другу. Потом каждый из нас работал, учился, но дружбу не забывали. Фоат Комаров часто звал меня к себе на работу, но мне не хотелось, чтобы в дружбу вмешивались служебные отношения. Но все же пришел в компанию в 2002 году. И ведь какими словами заманил… Я прошу о помощи, говорит, а ты поворачиваешься спиной. После таких слов… В общем, бросил все и приехал к другу…"
3. ЗИГЗАГИ КАРЬЕРЫ: КОМСОМОЛ – БИЗНЕС – МЭР АЛЬМЕТЬЕВСКА – БИЗНЕС
Комаров в 1990-м оставил должность первого секретаря альметьевского горкома ВЛКСМ и занялся бизнесом. Посвятил ему целых 10 лет, став за это время влиятельным бизнесменом на юго-востоке РТ. Однако в 2000 году он вновь стал чиновником – главой Альметьевска, после Ильшата Фардиева, который в то время перешел на пост гендиректора Татэнерго. Но Комаров пришел только на один год – в 2001-м он вернулся в бизнес. Говорят, съездил к Шаймиеву и попросил об отставке ("не мое это"). Бабай сильно удивился, но понял.
В Альметьевске считается, что Комаров исповедовал жесткие методы управления, на грани авторитаризма. Как в своем бизнесе. Но если там это проходит, то в госаппарате стиль нужен другой.
4. МЕЦЕНАТ: ДЕЛАЙ КАК Я
Характерен для Комарова (тогда он был мэром города) такой случай: во время благотворительного марафона в прямом эфире телевидения возникла напряженка со сбором средств. Тогда он позвонил в компанию СМП-Нефтегаз и распорядился внести на счет марафона достаточно крупную сумму. Это послужило толчком и для других: меценаты нашлись.
Как сообщает местная пресса, Комаров и сегодня ежегодно вкладывает большие суммы в благотворительность. Он построил первую частную школу в Альметьевске – "Менеджер", школу № 4 полностью реконструировал – возвел целый комплекс с мастерскими, спортзалом, бассейном. Взялся за лесопосадки, благодаря чему на крутых склонах высадили деревьев на 1700 гектарах.
5. А МОГ СТАТЬ СПИКЕРОМ
Со времени работы главой администрации Альметьевска Комаров не чуждался политики. Так, он был депутатом Госсовета третьего созыва (избран в 2004 году). И даже претендентом на пост спикера республиканского парламента. Помимо него, на этот пост претендовали Фарид Мухаметшин, член КПРФ Александр Салий, и представитель демократического движения Александр Штанин. Интересно, что Комаров набрал 7 из 95 голосов, при этом за Салия было отдано четыре голоса, за Александра Штанина – два. Наблюдатели, впрочем, считали, что Комаров мог участвовать в этой процедуре по просьбе коллег, как альтернатива оппозиционерам – на всякий случай. Но этот случай доказывает, что он пользовался большим доверием властей – раз был на подстраховке…
6. ИМПЕРИЯ ФОАТА КОМАРОВА
Компания СМП-Нефтегаз, контролируемая Комаровым (с момента избрания депутатом Госдумы РФ по спискам Единой России в 2007 году он является советником ее гендиректора), в своей основе имеет нефтяной бизнес – ряд скважин на юго-востоке РТ. Лицензию на добычу нефти она получила 1998 году, сразу начав работу на 144 скважинах. За время своего существования компания выросла в многопрофильный бизнес. В ее структуру входят ОАО "Автострада", управление по добыче нефти и газа, ООО "СМП-Автодор", альметьевская чулочно-носочная фабрика "Алсу", ЗАО "Уралстройщебень", ОАО им. Токарликова (объединяет ряд предприятий, занимающихся производством сельхозпродукции). В общей сложности в империи Комарова работают около 2700 человек.
В 2007 году бизнесмен-депутат объявил об амбициозных планах своей компании в области нефтепереработки. Как сообщали СМИ, ссылаясь на его заявления, к 2010 году компания планирует вложить порядка $300 млн. в строительство НПЗ, заказ оборудования для [СМП Нефтегаз] которого должен был начаться в 2008 году. Сообщалось, что ежегодный объем добычи СМП-Нефтегаз составляет около 450 тыс. тонн нефти, разведанные запасы компании - 10 млн. тонн. Но все это было до кризиса, который, судя по всему, депутат Госдумы Комаров не предвидел, как и многие его коллеги…
7. СМП-НЕФТЕГАЗ И КРИЗИС
В ходе острой фазы мирового кризиса группа компаний Комарова испытала ряд серьезных проблем. Так, известно, что в 2009 году, после падения цен на нефть, СМП-Нефтегаз понесла убытки в размере около 1 млрд. рублей.
В самый разгар кризиса СМП-Нефтегаз, объявила о продаже сразу 170 нефтяных скважин, являющихся активами ее дочерней компании "Трансойл". Покупателя найти было очень непросто – на тот момент многие малые нефтяные компании РТ буквально лежали на боку. Продажа шла, в том числе, путем публикации объявлений в Интернете. Сообщалось, что ежемесячная прибыль от деятельности скважин, согласно объявлению продавца, составляет $667,4 тыс. Получить за эти активы СМП-Нефтегаз хотел $150 млн.
Как рассказал тогда представитель СМП-Нефтегаз, сын его основного акционера Рияз Комаров, продажа скважин была вызвана необходимостью снизить кредитную нагрузку на материнскую компанию и получить средства для строительства трассы Шали – Бавлы. Общая стоимость дороги Шали – Бавлы оценивался в 90 млрд. рублей. Минэкономики РТ предпринимало попытки добиться присвоения этому проекту федерального статуса – для получения финансирования из инвестиционного фонда России, но эти попытки тогда не увенчались успехом. По информации СМП-Нефтегаз, к весне в трассу было вложено 11,6 млрд. рублей.
С такими же целями – чтобы решить финансовые проблемы, связанные с кредитом в 1,2 млрд. рублей, СМП-Нефтегаз в 2009 году закладывала чулочно-носочную фабрику "Алсу" по кредитам Сбербанка.
8. ДЕПУТАТ ДУМЫ СПОРИТ С КУДРИНЫМ
О своем депутатстве в Думе сам Комаров журналистам рассказывал так: "Возникает больше полномочий для реализации каких-то задач. Сейчас близко находишься к тем людям, которые решают тот или иной вопрос. Если раньше ты не мог до них достучаться, то там можно просто подойти и поставить вопрос в лоб. Но сразу говорю – он решен не будет. Ты можешь гениальные вещи высказывать, разложишь наилучший математический и экономический расчет, но тебе просто скажут – "нет"... Это такой стереотип мышления, у них такая стратегия. У руководящих людей, которые принимают решения. Вот Алексей Кудрин говорит, а на него все смотрят, как на удава. Почему так? Почему один прав, а все остальные не правы?".
Перед кризисом Комаров рассказывал: "Депутаты твердят: нужно деньги золотовалютного резерва использовать на развитие экономики в России, а Кудрин отвечает: нет, будет инфляция… Банкиры говорят: сейчас Запад не дает нам дешевые деньги, а Россия между тем размещает свои финансы именно там. Западные финансовые институты на наших средствах минимум три процента зарабатывают. Почему эти деньги должны через Запад к нам идти?.."
9. КОМАРОВ О ГЛАВНОЙ ТАЙНЕ ВЛАСТИ В РОССИИ – О ТАНДЕМЕ
Еще один случай из жизни депутата ГД Комарова: "Это было во время съезда партии "Единая Россия". Практически все участники съезда уже вошли в зал, а я задержался. В этот момент появились из соседней комнаты Путин с Медведевым. Идут они вдвоем, без охраны, беседуют как обычные люди. Не на публику, не для журналистов. Я посмотрел и сделал вывод: между ними существует взаимопонимание, если не сказать, приятельские отношения…"
10. ДОРОГИ КОМАРОВА
Имея в основе нефтяной бизнес, СМП-Нефтегаз в последние годы делает акцент на дорожное строительство. Причем игра в этом бизнесе ведется по-крупному. Так, известно, что СМП-Нефтегаз рассчитывает завершить строительство своего участка платной высокоскоростной автодороги, являющейся частью международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, в 2013 году. Как сообщал Интерфакс, СМП-Нефтегаз, выиграв тендер на сооружение участка дороги длиной 143 км от Алексеевского до Альметьевска, к настоящему моменту построил около 100 км земляного полотна трассы. Сама СМП уже вложила в проект 2 млрд. рублей.
Однако для завершения строительства этого участка необходимо еще порядка 36 млрд. рублей. Похоже, что с ними есть проблемы. "Эти средства предполагается получить как за счет федерального и регионального бюджетов, так и путем привлечения внешних инвесторов. При этом мы предполагаем, что примерно 60-70 процентов требуемой суммы поступит из федерального бюджета – через корпорацию "Автодор", и по 15-20 процентов — из регионального бюджета и за счет внешних инвесторов",— сообщил гендиректор СМП-Нефтегаз Тарасов. По его словам, заинтересованность в проекте уже проявили Исламский банк развития и "некоторые итальянские и китайские инвесторы".
Как известно, дорожное строительство – бизнес весьма специфический, успех в нем зависит, прежде всего, от лоббистских возможностей его участников. Похоже, что одним из основных направлений деятельности Комарова в Госдуме России является этот вопрос. Так, он работает в профильной структуре ГД – выполняет обязанности заместителя комитета по транспорту. Кстати, федеральные СМИ приписывают именно Комарову инициативу по строительству суперпроекта – скоростной автодороги "Санкт-Петербург – Вологда – Йошкар-Ола – Казань – Оренбург – граница Республики Казахстан", которая является частью международного транспортного коридора "Европа – Западный Китай".
Как видим, думский миллиардер из Татарстана мыслит широко и делает в своей жизни и в бизнесе серьезные ставки…
Справка
Фоат Комаров родился 26 июня 1958 года в г. Альметьевск. По окончании школы в 1975 году работал слесарем, водителем. С 1976 по 1978 – служил в армии. В 1984 году окончил Казанский государственный университет, механико-математический факультет. По распределению направлен в Татарский обком комсомола и назначен инструктором альметьевского горкома комсомола, где работал с 1984 по 1987 год.
С 1987-го по 1990 год – первый секретарь альметьевского горкома ВЛКСМ. С 1990 года работал в коммерческих структурах – в частной компании совместно с соучредителями. В 2000-2001 гг. – глава администрации альметьевского района и г. Альметьевска, затем вернулся в бизнес. В этот период избирался депутатом двух созывов Госсовета РТ (с 1999).
В декабре 2007 года избран депутатом Государственной Думы Российской Федерации от партии "Единая Россия". Работает заместителем председателя комитета ГД по транспорту.
Женат, имеет троих сыновей и двух дочерей.
Доходы и имущество Фоата Комарова
Ринат БИЛАЛОВ, Елена ЧЕРНОБРОВКИНА |
Самые читаемые
Архив
|