20.07.2016 Бизнес
Любимое дело спасет вас в кризис (ФОТО)
Творчество может принимать разные формы. Имея базу художника, человек способен реализовать себя в совершенно разных областях, будь то изобразительное искусство или скульптура. И даже экономический кризис здесь может сыграть на руку. Корреспондент ЭТ встретился с Сиренем Ганиевым – мастером, занимающимся аэрографией и изготовлением скульптур из стеклопластика. Пообщавшись, художник рассказал свою историю и поделился некоторыми секретами работы.
Как вы пришли к созданию скульптур и аэрографии? Расскажите свою историю
В начале карьеры я занимался лаковой миниатюрой – небольшими шкатулками из папье маше с рисунками на татарскую национальную тематику. Эти шкатулки пользовались большим спросом у первых лиц республики. Однако, со временем у меня началось ухудшаться зрение, поэтому я больше не мог работать с мелкими деталями.
В середине нулевых родственники предложили мне сделать аэрографию для своего автомобиля – тогда это было в новинку для Казани. Горожане стали интересоваться новым способом придать индивидуальность автомобилю. В 2004 году я начал сотрудничать с автосалоном «Апельсин», где на их базе украсил множество машин. Самыми известными стали аэрографии для автобусов футбольного клуба «Рубин» и грузовиков «Чистый город». Я также делал аэрографию на новом четырехместном самолете, созданном в Казани фирмой МВЕН, который затем показали на авиасалоне МАКС в 2011 году. Тогда он занял первое место по дизайну.
До 2008 года не было отбоя от клиентов – на аэрографию выстраивались целые очереди, а некоторые заказывали ее буквально на каждую новую машину. Затем ударил кризис, оказавшийся заметным для автомобильного рынка. Полгода просидев без заказов, я решил переключиться на украшение интерьеров, магазинов и зданий. Так, применяя автомобильные краски, в здании аквапарка «Ривьера» появились рисунки, стойкие к хлорированной воде. Это удивило руководство парка, ведь им приходилось перекрашивать бассейны каждый полгода, а рисунки как стояли, так и стоят.
У меня появилось свободное время, которое я начал посвящать хобби, переросшему в мое нынешнее дело. Так я сделал несколько фигур рыбок, дельфина и акулы из стеклопластика для аквапарка «Ривьера».
Довольные моей работой, через некоторое время, они вновь пригласили меня – на этот раз сделать фигуры их талисмана «ривьерика». Сейчас на очереди находятся около 36 таких фигур, и у администрации комплекса есть план раскрасить их в разном стиле. Нечто похожее вы могли увидеть в Казани год назад около «Чаши», когда проходила выставка «мишек» от каждой страны-участницы FINA. Новая выставка «ривьериков», вероятно, будет приурочена к открытию колеса обозрения.
Вы имеете специальное образование художника или всему научились сами?
Я учился в художественном училище на мастера лаковых миниатюр. Выбранный профиль образования оказался достаточно широк, ведь нас учили не только теории искусства, но и разным способам творчества, среди которых была даже иконопись. В итоге, выпускники этого направления могли работать в разных сферах творчества. Они могли стать иконописцами, реставраторами или миниатюристами. Последний профиль и выбрал я вместе с 10 выпускниками из Альметьевска, в связи с чем, мы открыли мастерскую. Наше объединение просуществовало вплоть до дефолта 1998 года.
Как видите, последний кризис был далеко не первым, однако после каждого из них происходили некоторые перемены в моей деятельности. И если я остаюсь художником, занимаясь любимым делом, значит, все было к лучшему. Всегда нужно посвящать время тому, к чему лежит душа – человек найдет способ приспособится к окружающим обстоятельствам и извлечь из этого свою выгоду.
Судя по всему, в этой мастерской вы не занимаетесь аэрографией. Расскажите о вашей текущей деятельности?
В настоящее время я больше занимаюсь фигурами из стеклопластика. Из-за начавшегося в 2014 году экономического кризиса люди снова стали меньше покупать машин, а значит и основных клиентов для аэрографии становится меньше. Приходится иначе использовать свой художественный потенциал.
Как изготовляются фигуры из стеклопластика?
Работа проходит следующим образом: вначале я леплю заготовки из пластилина– заливаю жидкой резиной с отвердителем одну половину тонким слоем, добиваясь нужной толщины, затем разделяю вторую половину. Когда заготовка полностью залита и высохла, нужно укрепить форму пятью слоями стеклопластика чтобы резина сохранилась и не разваливалась.
Все части формы разделены между собой так, чтобы позже их можно было легко снять с заготовки и работать с ними дальше, тиражируя изделия многократно.
Есть ли у вас помощники?
Да, мне помогает мой сын. Он выкрашивает гелем резиновую форму, таким же гелем покрывают корабли и самолеты, выстилает слои стеклопластика внутри заготовок. Тонкий слой геля позволяет фигурам выдерживать вес троих человек, а сантиметровый слой становится прочнее стали. Затем я собираю две половины фигуры, выравниваю их и покрываю грунтом для покраски.
А так – я чаще работаю в одиночку.
Вы успели поработать в разных областях и масштабах творчества. Отличается ли работа с лаковыми миниатюрами от аэрографии для машин и самолетов?
Особой разницы я не ощущаю. Это та же работа художника, где отличается только масштаб. Соответственно, изменяются также инструменты и сырье, с которыми я работаю.
Сколько времени у вас занимает создание одной аэрографии?
Все зависит от размера полотна, будь то машина или другая поверхность. Говоря об автомобилях, желательно делать это в течение суток, однако так не всегда получается. Если рисунок сложный, то необходимо подготовить эскизы и трафареты. Для покраски машин всегда необходимо чистое помещение без пыли, которым может обеспечить только автомастерские. Здесь я сотрудничаю с несколькими автосалонами, для которых это тоже выгодно – часто клиентами становятся владельцы поврежденных авто.
Как не странно, но нанести аэрографию часто проще и дешевле, чем просто закрасить участок кузова. Проблема заключается в том, что крайне трудно подобрать краску, идентичную оригинальной. Порой, при одном освещении кажется, что все сошлось, а при другом видно, что кузов подкрашен.
После того, как рисунок нанесен, его необходимо покрыть лаком.
Какими инструментами вы пользуетесь для работы с аэрографией?
В мастерской есть аэрографы и покрасочные пистолеты. Снизу к ним подключаются сжатый воздух, а сверху – баллон с краской. Такие инструменты достаточно быстро изнашиваются. Под давлением краски наконечник иглы со временем разрушается, и подаваемая струя становится все шире, а в дальнейшем поток краски становится прерывистым. Из-за этого я предпочитаю использовать дешевые аэрографы на один-два раза, поскольку даже если дорогие и качественные инструменты долгое время лежат без работы, в их каналах стираются резиновые прокладки и засыхает краска, после чего они становятся непригодны.
Впрочем, теперь я больше работаю с большими рисунками, поэтому могу применять не самые тонкие аэрографы.
Вы чаще работаете с готовыми эскизами или сами создаете их?
Обычно идея рисунка обсуждается с заказчиком. После этого я создаю образ готового продукта в будущем, который затем согласовывается с клиентом. В зависимости от его статуса иногда готовлю полноценные «паспорта» с изображениями того, как будет выглядеть аэрография или фигура.
Опираетесь ли вы на известные художественные стили или работы, когда создаете свои произведения?
В целом, я работаю с индивидуальными заказами, поскольку чаще всего людям интересно реализовать собственные идеи. Однако несколько раз я рисовал аэрографию в биомеханическом стиле. Нечто похожее делал Г. Р. Гигер, создатель образа Чужого, который также использовал аэрограф. Но в своих рисунках я стараюсь отходить от откровенных тем, свойственных швейцарскому художнику – ведь мои аэрографии видны всем горожанам.
Делали ли вы другие репродукции знаменитых художественных работ?
Не точную копию, но, будучи вдохновленным произведениями эпохи Возрождения, я однажды сделал аэрографию на капоте авто с изображением ангела, возвышающимся над Казанью. Точную копию с картины Леонардо да Винчи.
Собираетесь ли вы совместить два своих основных занятия – аэрографию и фигуры из стеклопластика?
Чаще всего у меня заказывали белые или фигуры с небольшой текстурой, стилизованной под разные породы камня. Те 36 «ривьериков», о которых я говорил, будут раскрашиваться не мной, а другими приглашенными художниками, которые покажут свое видение и стиль. В то же время, я верю, что в скором времени чаще буду комбинировать аэрографию с фигурами из стеклопластика
Вы пробовали делать фигуры из других материалов?
Обычно этим занимаются профессиональные скульпторы, а я все же больше художник. В то же время, фигуры из таких традиционных материалов как бронза, глина, гипс или даже бетон уступают скульптурам из стеклопластика, который более долговечен и дешевле. Сейчас реставраторы чаще применяют именно этот материал для восстановления старых барельефов зданий или памятников.
Конечная стоимость также зависит от того, какой художник или какая компания создала произведения. К примеру, недавно я слышал, что в Москве фигуру из стеклопластика в человеческий рост установили за 3 млн рублей, тогда как ее реальная стоимость – около 200 тыс. рублей. Очень часто мы переплачиваем за бренд и то значение, которое автор вкладывает в свою работу.
То, чем вы занимаетесь, является искусством или предметом повседневного дизайна?
Я воспринимаю себя как мастера – человека, который качественно исполняет свою работу. Но, несмотря на то, что я применяю технику, с помощью которой художники создают свои полотна и выставляют их в галереях, трудно сказать – искусство это или нет. Ведь чаще всего автолюбители заказывают достаточно простые вещи с точки зрения искусства, в то время как можно выполнить более сложные аэрографии.