26.11.2015 Экономика
"Платон" потребовал "жертв" в Татарстане
Татарстанские грузоперевозчики призывают ввести мораторий на систему сбора средств "Платон". Накануне на круглом столе в Госсовете дальнобойщики, депутаты и представители бизнес-омбудсмена РТ назвали проект, его влияние на экономику и концессионное соглашение на обслуживание системы "сомнительными", а расчеты, представленные в его защиту "вызывающими вопросы".
Депутаты Госсовета РТ от фракции КПРФ, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей и региональные грузоперевозчики называют систему сбора средств "Платон" не готовой к работе, а потому считают ее функционирование "вызывающим вопросы".
Накануне в республиканском парламенте состоялся круглый стол, где дальнобойщики встретились с оператором системы.
Предприниматели, занимающиеся грузоперевозками в Татарстана пожаловались на отсутствие у концессионера, занимающегося обеспечением проекта в республике, бортовых приборов учета, которые должны просчитывать маршрут. Оператор "Платона" - "РТ-Инвест Транспортные системы" обвинения отрицает, хотя, по мнению дальнобойщиков, и недостаточно аргументировано.
Напомним, с 15 ноября в России вступили в силу изменения в законодательстве, по которым проезд для 12-тонных грузовиков на федеральных трассах должен облагаться сборами. Сначала речь шла о 3,73 рублей за 1 км дороги, но после выступлений возмутившихся дальнобойщиков, их снизили до 1,53 рубля.
"Зачем тогда вообще нужен "Платон"?
Жалобы на "Платон", как рассказала главный советник отдела по обеспечению деятельности бизнес-омбудсмена Венера Камалова, поступают в аппарат уполномоченного ежедневно, поэтому не могут быть неправомерными.
Бизнес, практически единогласно заявляет о необходимости отказа от системы, которая может уничтожить не только предпринимателей, но и навредить экономике, или, хотя бы, ввести на нее мораторий.
"Сомнения" в целесообразности "Платона" есть и у дальнобойщиков, и у институтов поддержки бизнеса, а вызывает их, прежде всего, расчет сборов и, как они говорят, "обогащение" частной компании, которая получит 25% от всех сборов в стране.
"Они (концессионер – ред.) обещают, что с введением этой системы у нас будут хорошие дороги. Кто-нибудь из присутствующих в это верит? Думаю, нет. Они собираются собрать 40 млрд рублей. К слову, это 4 км дороги "М11" "Москва-Санкт-Петербург", стоимость 1 км – 10 млрд рублей. 4 км дороги мы построим.
В министерстве транспорта декларируют: собрали 190 млн рублей за 5 дней. Согласен, в кармане одного человека это большая сумма, а в кармане другого – "пшик". То есть, в год, при таких сборах они соберут 14 млрд рублей. Из них на содержание "Платона" мы отдадим 10,6 млрд рублей, остается 3,4 млрд рублей на содержание (дорог - ред.)", - заявил в Госсовете руководитель компании ООО "Байкал" Владислав Абрамов.
По расчетам бизнес-сообщества, последствиями введения системы "Платон" станет разорение около 5 млн мелких перевозчиков, недосбор акциза стоимости топлива из-за ухода части перевозчиков в размере порядка 210 млрд рублей, а также социальное напряжение вокруг главного бенефициара системы "Платон".
Нагрузка, которая ежегодно ложится на предпринимателя в части содержания грузовика составляет 450 млн рублей, рассказал Абрамов. Средний "пробег" одного грузовика, по его опыту, составляет 150 км. Получается 918 млрд рублей с одной машины сборов в "Платон". "Фактически, это запрет на бизнес", - говорит Владислав Абрамов.
Согласно подсчетам миндорстранса, при расчетах 3,73 рубля за км, прогнозировалось поступление в бюджет 50 млрд рублей в год. При этом 10,6 млрд рублей должна получить компания-концессионер. Деньги планировалось направить на содержание дорог.
"Если же тариф будет снижаться, возникает вопрос, насколько вообще рационально введение этой системы. Если соберут 22 млрд рублей, в бюджете останется 15 млрд рублей. Остальное уйдет концессионеру. Зачем тогда вообще создавать эту систему?", - удивляется депутат Госсовета РТ Артем Прокофьев.
"Заплатит потребитель"
Депутата горсовета Набережных Челнов, члена постоянной комиссии по вопросам социально-экономического развития и бюджету и одновременно вице-президента НП "Логистика и автоперевозки Татарстана" Михаила Левашова, который представляет интересы 600 транспортных компаний, владеющих около 4 тыс. автомобилей, дальнобойщики обвинили в попытке "усидеть на двух стульях". Причина - на круглом столе Левашов заявил: "мы готовы оплачивать перевозку по федеральным дорогам, если цены понятны всем".
В то же время, "Платон", по мнению ассоциации, "ставит грузоперевозчикам заслон".
Плату за проезд, высокие штрафы за нарушение, в конечном итоге, придется покрывать жителям – повышение затрат бизнеса отразится на итоговой цене продуктов питания, которые, в большинстве своем, возят как раз 12-тонные фуры.
"Представители ассоциации производителей молока Брянской области заявили, что сейчас у них на доставку молока на завод уходит 33 коп. за км, 66 коп. на то, чтобы отвезти в сети и собственные магазины. "Плечо" доставки до магазинов у них – до 1200 км, в итоге получается, что 2,3 рубля у них удорожание молока. В процентном соотношении это 5% на 2016 год", - пояснили участники круглого стола.
Артем Прокофьев, со ссылкой на данные Росавтодора, говорит о возможном подорожании продуктов на 0,5-1,5%.
"В минэкономразвития говорят о росте 2-5%. Аналитики называют цифру в 15-20%, что в условиях экономического кризиса выглядит более чем несвоевременно. Рост цен, вместе с транспортными налогами, это рост на 4% в магазинах", - напоминает депутат.
"Все работает в штатном режиме"...
Вопросы у участников круглого стола вызвало и само концессионное соглашение. По их словам, открытым остается вопрос, проводился ли конкурс при определении компании-оператора. "Какие были условия тендера, кто в нем участвовал? Где опубликованы цели и задачи этого проекта? Когда мы в "Платон" приезжали, то узнали, что ни с кем договоры не заключаются", - заявил представитель компании "Керам Трейд" Ильнур Азизов.
Кроме недовольства самим появлением системы, предприниматели жалуются и на то, что оператор оказался не готов к тому, чтобы обеспечить грузоперевозчиков приборами учета.
Как рассказали участники круглого стола, они не могли даже зарегистрироваться в системе. Свои претензии они высказали напрямую концессионеру - на заседание в Госсовет пришел руководитель обособленного подразделения "РТ-Инвест Транспортные системы" в Казани Дамир Хусаинов, который, в свою очередь, все обвинения грузоперевозчиков отрицал.
"Есть проблемы и с картами, когда они рассчитывают маршрут на 200-300 км длиннее", - констатировал депутат Артем Прокофьев.
Картами оплаты грузоперевозчики могут пользоваться до того, как получат бортовые приборы учета. Маршрут, который они прокладывают по картам, не соответствует реальному - во многих местах проложили маршрут под запрещающими знаками, говорит Михаил Левашов. В последствии, это обернется штрафами для дальнобойщиков, уверен он.
Система работает со сбоями, говорят предприниматели – период активации карт не постоянен, поэтому работа просто останавливается.
Между тем, Дамир Хусаинов "никаких сбоев" в работе системы не видит, а проблемы с регистрацией на сайте объясняет хакерской атакой "недоброжелателей".
"На данный момент ситуация стабильна. Я у себя в офисе вижу усредненный клиентопоток в количестве единомоментно 5-6 человек. Учитывая, что у меня сейчас работают восемь специалистов, фактически, очередей нет.
...Бортовые устройства у нас есть, мы их выдаем. Выдаем владельцам, которые ранее зарегистрированы.
... Да, были временные задержки в работоспособности сайта. Связано это, прежде всего, с атаками на наш сайт. Есть недоброжелатели. Сейчас процесс восстановлен, все работает в штатном режиме. Мы уже проводим мероприятия для того, чтобы понимать, что происходило с системой.
Это DDoss-атаки, в минуту заваливали нашу систему 2 млн запросов. Уже вычислили, где это происходило, Запад, за границей. Уже оценена стоимость данной работы – порядка 2 млн долларов".
По данным представителя компании-оператора, в системе зарегистрировано порядка 600 тыс. транспортных средств. Это 60% от всех, работающих на рынке грузоперевозок. Из них 70 тыс. – владельцы авто. В Татарстане зарегистрировано порядка 10 тыс. грузовиков. "Бортовые устройства выдаются", - уверяет Хусаинов.
Однако доводы его дальнобойщики подвергли сомнению: Михаил Левашов привел статистику НП "Логистика и автоперевозки".
"У нас в Набережных Челнах я не вижу такой массовой тенденции. Вы такие цифры говорите крупные. У нас тоже есть данные. И они рознятся с вашими. У нас только 100 устройств. Мы зарегистрировались, но нам пришел ответ, что нет приборов, и когда они будут, неизвестно", - говорит он.
Дамир Хусаинов на это ответил, что не "уполномочен на такие вопросы отвечать". Не смог он ответить и на вопрос корреспондента портала TatCenter.ru сколько бортовых приборов учета на данный момент находятся в казанском офисе "РТ-Инвест Транспортные системы"...
Всех посчитали
Дискуссионным депутат Артем Прокофьев считает и вопрос расчетов, которые приводились для обоснования внедрения системы.
"Вспомним слова главы федерального дорожного агентства Константина Угарова, который сказал, что грузовики наносят дорогам ущерб – 2,6 трлн рублей. При том, что государство тратит на дороги 1 трлн рублей. Это вызывает вопросы, потому что, если бы это было так, то дорог, фактически, уже бы не было", - говорит он.
Непонятно Прокофьеву и как рассчитывалось то, что один грузовик наносит дороге ущерб, равный 2-5 легковушек. По его словам, по альтернативному расчету, который был сделан на круглом столе в ТПП Татарстана аналитической службой ПАО "Камаз" в лице Бориса Морозова, ущерб от грузовиков оценен в 26 коп. на 1 км дороги.
Предприниматели считают, что владельцы грузовиков заплатили за строительство и эксплуатацию федеральных дорог через акциз – 7 рублей, которые заложены в литре топлива. Всего это 511 млрд рублей.
Как рассказала Венера Камалова, информация о недовольствах грузоперевозчиков дошла и до Рустама Минниханова. На данный момент дальнобойщики предлагают либо сначала протестировать систему, а потом внедрять на новых, более приемлемых для бизнеса условиях, либо и вовсе от нее отказаться. Камалова напоминает, что постановление не окончательно.
"Мы собираем всю информацию, которая нам поступает от грузоперевозчиков. В консолидированном виде мы ее довели до президента Татарстана. Он извещен о том, что и система, в том числе, не готова, и порядок расчета этой системы подвергается большому сомнению, и с нашей точки зрения.
Наличие, как минимум, трех расчетов на федеральном уровне уже вызывает большой вопрос. Мы также согласны, что более точные расчеты, с точки зрения пробега, реальности пробега на единицу транспортного средства, который предложен минэкономразвития. Мы президенту Татарстана предложили опираться именно на этот расчет", - рассказала она.
В завершение добавим, что уже сегодня в Госсовете РТ должно пройти заседание рабочей группы, которую на фоне активно развивающихся в обществе событий поручил собрать президент Татарстана Рустам Минниханов.