Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
24.06.2010 Интернет
![]() ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ: БУДУЩЕЕ ЗА РЕГИОНАМИРоссийский рынок розничной электронной торговли в прошлом году вырос на 40%, а его объем составил примерно 155 млрд. рублей. Доля Татарстана - всего несколько процентов, но и аналитики, и компании-продавцы уверены, что потенциал регионального рынка весьма существенный. Интернет - территория торговли Придуманный для военных целей, Интернет давно стал достоянием всего общества. По крайней мере, теоретически. Доступ ограничен лишь техническими и финансовыми факторами, которые, судя по ежегодному росту виртуальной аудитории, постепенно отступают под совместным натиском государства, провайдеров и пользователей. Последние представляют собой весьма разношерстную компанию - от политиков и бизнесменов до подростков и даже малышей, которых чуть ли не с пеленок привлекают чудеса, творящиеся на экране по мышкину велению. Неудивительно, что сфера использования Интернета расширяется с каждым днем. И было бы странно, если бы столь могущественный сегмент экономики, как торговля, оказался в стороне от этого процесса, полностью оставшись в оффлайн. По оценкам экспертов, мировой рынок электронной коммерции увеличился в 2009 году на 6% и составил $447 млрд. Причем явный лидер здесь - Соединенные Штаты, вслед за которыми идут Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион. В прошлом году рынок электронной торговли США составил примерно $150 млрд. и вырос более чем на 10%. При этом нужно отметить, что в 2008 году, когда кризис еще не вступил в права, объем американского рынка интернет-покупок оценивался в $204 млрд. В текущем году аналитики агентства eMarketer прогнозируют восстановление рынка, объем которого к концу декабря достигнет $244 млрд. Россия, увы, не может похвастаться такими цифрами, хотя темпы роста у нас впечатляющие. Это отмечают как аналитики, так и участники рынка, с которыми побеседовал корреспондент "ВиД". "Согласно предварительным оценкам специалистов Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем розничной интернет-торговли в РФ, несмотря на неблагоприятную макроэкономическую конъюнктуру, вырос по итогам 2009 года на 40% и составил около 155 млрд. рублей, - отметил аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. - И это при том, что оборот российской розничной торговли в целом сократился почти на 5%. Думаю, что в 2010 году темпы роста будут еще более высокими". "Оценить объем российского рынка электронной торговли сложно и до сих пор никому не удалось, - подчеркнул директор по связям с общественностью интернет-магазина OZON.ru Михаил Осин. - Почти никто из интернет-торговцев не раскрывает свои показатели. Называлась цифра в 150 млрд. рублей, но в нее включено все: и госсектор, и услуги, и с2с. Поэтому сказать что-то конкретное про интернет-магазины нельзя. Одно можно утверждать наверняка - эксперты в этом вопросе имеют склонность к завышению. Что же касается прогноза по нашей компании на 2010 год, то мы планируем выйти на докризисные 40-50% роста". Похожего мнения придерживается и генеральный директор торговой площадки Молоток.Ру Игорь Карпачев. "По прогнозам, в 2010 году рынок ожидает уверенный рост, который, скорее всего, превысит показатели предыдущего года. Если говорить непосредственно про Молоток.Ру, то в прошлом году объем продаж вырос больше, чем на 100% по сравнению с 2008 годом, и мы рассчитываем, что в этом году показатели будут как минимум такими же или еще выше", - сказал он. И все же в абсолютном выражении это очень мало. Объем российского рынка интернет-торговли составляет всего 0,49% от ВВП страны. Для сравнения: в США эта цифра - 17%, в Великобритании, Франции и Германии - по 14%. Можно посмотреть и на другие показатели. Например, в 2008 году онлайн-продажи книг - одного из самых популярных товаров в Интернете - от всех видов продаж литературы составили в Соединенных Штатах 29,7%, в Южной Корее - 22%, в Великобритании - 17,5%, в Китае - 15%, в Германии - 11,3%, во Франции - 5,9%, а в России - всего 2,8%.Такие данные приводит Boston Consulting Group. В чем же причина столь существенного отставания отечественного рынка? Проблемы: стандартный набор "У российского рынка электронной торговли есть несколько проблем, главной из которых является недоверие потребителей к покупкам в Интернете, - считает Игорь Карпачев. - В России еще недостаточно развита система электронных платежей, и самой популярной формой оплаты покупки в интернет-магазине остается передача наличных денег курьеру при получении товара. Кроме того, наши почтовые и курьерские службы не готовы в кратчайшие сроки и по доступным ценам пересылать товары по стране и за рубеж". Однако господин Карпачев настроен оптимистично. "Развитие всех этих сервисов идет достаточно активно, постоянно появляются новые российские и зарубежные интернет-игроки, которые стимулируют развитие рынка электронной коммерции. Так что через некоторое время, я уверен, можно будет ожидать возрастания доверия потребителей к покупкам в Интернете", - убежден он. "Плохо развита доставка, поэтому приходится выстраивать собственную сеть, а это, по сути, непрофильный для интернет-магазина бизнес, - добавляет Михаил Осин. - Кроме того, более чем три четверти заказов оплачиваются наличными при получении, тогда как на Западе большинство заказов - предоплата по карточке (магазин сначала получает деньги, а потом обрабатывает, упаковывает и доставляет заказ)". Растущей популярности покупок в Интернете, по его мнению, способствует увеличение количества пользователей глобальной сети, а, следовательно, и потенциальных покупателей. Помимо этого, интернет-магазин позволяет клиенту получить доступ к огромному ассортименту товаров вне зависимости от места проживания. "Например, в OZON.ru это 650 тыс. наименований", - сообщил господин Осин. Игорь Карпачев, в свою очередь, подтвердил эту мысль, сообщив, что ежедневно на сайте Молоток.Ру представлено около 5 млн. товаров от интернет-магазинов, индивидуальных продавцов и частных лиц. Максим Клягин полагает, что, с одной стороны, сохранение высоких темпов роста в данном сегменте розничной торговли обусловлено дальнейшим развитием сети Интернет - ростом проникновения, увеличением числа активных пользователей и развитием культуры дистанционных покупок. Он привел данные исследования компании Яндекс, согласно которым, в течение 2009 года проникновение Интернета в России увеличилось более чем на 20%. Причем основным драйвером роста оставалось развитие сети в регионах. "С другой стороны, дополнительным катализатором роста онлайн-продаж стали последствия кризиса, - сказал он. - Наблюдавшееся снижение реальных располагаемых доходов населения и, соответственно, снижение платежеспособного спроса, видимо, способствовали росту интереса потребителей к сегменту интернет-торговли. Как правило, при аналогичном качестве товара цены на значительную часть ассортимента, предлагаемого подобными проектами, заметно (в среднем в диапазоне 10-30%) ниже, чем в традиционных торговых форматах, что обусловлено более низким уровнем издержек. Это конкурентное преимущество в условиях падения доходов сыграло важную роль". Утверждение господина Клягина косвенно подтвердил генеральный директор интернет-магазина OZON.ru Бернар Люке, заявивший, что "магазин за время кризиса стал еще сильнее, мы увеличили присутствие на рынке и развиваемся очень динамично". Казанцы предпочитают книги Когда заходит речь о росте рынка, компании, торгующие в Интернете, с надеждой смотрят на регионы, хотя пока на них приходится не очень значительное число продаж. "Безусловный лидер - Москва, на втором месте Санкт-Петербург, - утверждает Михаил Осин. - Несмотря на то, что заказы OZON.ru можно получить в любом населенном пункте страны (Почтой России, службами доставки) или через нашу собственную сеть доставки в 44 городах РФ всего за четыре-пять дней, регионы пока сильно отстают. На них приходится только две трети продаж. Но стоит отметить, что именно регионы сейчас лидируют по темпам роста, а рынки Москвы и Питера близки к насыщению". По его наблюдениям, предпочтения при выборе товаров в столицах и на периферии несколько отличаются, но выделить серьезные отличия сложно - везде на первом месте книги, на втором - почти всегда электроника, а далее идут диски (видео, музыка, софт и игры). У торговой площадки Молоток.Ру цифры чуть иные, но тенденция та же. "По нашей статистике, около 35% посещений приходится на Москву, 10% - на Санкт-Петербург. На крупные города-миллионники - от 0,5% до 7% общей доли посетителей, что в целом составляет еще примерно 40%. Остальное делится между средними и малыми городами", - привел данные этой компании Игорь Карпачев. Но это взгляд на региональный рынок в целом. А как оценивают крупные интернет-магазины и аналитики вовлеченность в электронную торговлю жителей Татарстана? "Казань очень активный и динамично развивающийся в этом смысле город. В этом году мы наблюдаем увеличение заказов на 70% в сравнении с тем же периодом прошлого года, - подчеркнул Михаил Осин. - Казанцы чаще всего заказывают книги - впрочем, как и везде. Бестселлером первых пяти месяцев этого года является сборник задач - "ЕГЭ-2010. Математика. Самые новые реальные задания". Если говорить о кино, то здесь лидером продаж стал изданный на DVD фильм "Сумерки. Сага: Новолуние". Оценивая перспективы электронной розничной торговли в Татарстане, Максим Клягин обратил внимание на то, что пока на долю республики приходится не более нескольких процентов от общего объема российского рынка. "При этом потенциал роста, полагаю, весьма существенный, - сказал он. - На мой взгляд, развитию интернет-торговли в регионе будут способствовать высокие темпы распространения здесь Интернета". Действительно, по данным Министерства информатизации и связи РТ, уровень проникновения широкополосного Интернета в регионе составляет чуть более 50%, а к концу года этот показатель должен возрасти до 70%. К слову, татарстанцы пользуются услугами не только московских, но и местных интернет-магазинов. Например, не так давно местный предприниматель организовал сайт, где можно приобрести женские колготки. И это не единственный пример выхода республиканских бизнесменов в Интернет. Конкуренты идут в онлайн Растущее увлечение россиян покупками в Интернете не осталось незамеченным для оффлайновых магазинов. Многие из них в дополнение к привычному виду деятельности занялись и электронной торговлей. Составят ли они в ближайшее время серьезную конкуренцию коллегам, торгующим исключительно онлайн? "Пока нет, - уверен Михаил Осин. - Мировой опыт показывает, что в лидерах находятся те интернет-магазины, для которых это основной бизнес, а онлайн-подразделения оффлайновых игроков обычно не становятся номером первым. Тем не менее планы у многих ритейлеров довольно серьезные". "Чем больше оффлайн-магазинов начнут торговать через Интернет, тем быстрее и качественнее будет развиваться рынок электронной коммерции в целом. В данный момент для крупных оффлайн-магазинов и особенно для ритейла с широким ассортиментом товаров и высоким уровнем сервиса Интернет остается лишь дополнительным каналом сбыта, - охарактеризовал ситуацию Игорь Карпачев. - Что же касается более мелких игроков, то они сегодня находятся в достаточно сильной позиции, так как могут позволить себе гибкость в ценовой политике и вопросах доставки товара". "Интерес к электронной торговле у оффлайновых магазинов в последнее время существенно вырос. Об этом косвенно свидетельствует не только увеличение числа новых проектов, но и последние заметные сделки M&A (речь о выходе на этот рынок компании Х5 Retail Group). Полагаю, что в среднесрочной перспективе уровень конкуренции заметно вырастет", - прогнозирует Максим Клягин. Рынок прирастает путешествиями Потенциал российского рынка электронной коммерции, по мнению господина Клягина, очень высок. "На сегодняшний день этот сегмент занимает только около 1% в общем объеме розничной торговли. Аналогичные показатели для развитых европейских стран уже сейчас выше на порядок. Дальнейшее развитие сегмента будет происходить по мере роста числа активных пользователей сети Интернет и совершенствования инфраструктуры - логистических услуг и систем платежей", - считает аналитик. К слову, одним из новых перспективных направлений электронной коммерции в России становится трэвел-сегмент. То, что торговля путешествиями оказывается востребованной, хорошо иллюстрирует опыт других стран. Например, в США, по прогнозам специалистов, объем продаж по этому направлению в текущем году составит $92,5 млрд. (рост на 4,6% в год). Такие данные приводит eMarketer. Неудивительно, что российские компании идут по стопам своих зарубежных коллег. "В прошлом году мы запустили проект OZON.travel, а в феврале 2010 вывели его из бета-версии", - рассказал Бернар Люке. В прошлом году компанией было обработано 4087 заказов на сумму 44 млн. рублей. В этом году прогнозируется увеличение оборота до 600 млн. рублей. Вытеснит ли когда-нибудь полностью электронная торговля оффлайновые магазины, сказать трудно. Пока это выглядит маловероятным. Но то, что зона их влияния будет постоянно расширяться, не подлежит сомнению. За рубежом в обиход входит покупка продуктов питания и лекарств в интернет-магазинах. Быстрее всех эти новшества восприняли скандинавы, но сейчас даже консервативные немцы и французы соглашаются с тем, что это удобно. В России, как известно, долго запрягают, но быстро едут, а при нашей любви к различным инновациям ничто не мешает и предпринимателям, и потребителям с увлечением предаться доселе недоступным радостям электронной коммерции.
Галина КИРИЛЛОВИЧ |
Самые читаемые
Архив
|