06.07.2012 Экология
Маршруты Татарстана (ФОТО)
Компания АКОС поддерживая экотуризм, изучает достопримечательности Татарстана.
Любое путешествие начинается с первого шага. И чтобы исследовать свою родину не обязательно, очертя голову, мчаться через всю страну из Казани во Владивосток, например. Стоит начать с малого. Как поется в известной песне: «выезжайте за ворота и не бойтесь поворота». У нас в Татарстане много мест, которые, действительно, стоит посмотреть. И делать это лучше самостоятельно.
Обычное явление для запада – путешествие на автомобиле по своей стране. И я думаю многие в наше время задавались вопросом, а куда можно съездить в республике, чтобы отдохнуть и с пользой провести выходной день? На западе акцент сделан не случайно. Западное мышление подвижно, человек мыслит категориями пространства – не зря в США высокая мобильность населения, трудовая миграция из штата в штат, развитой внутренний туризм и дорожная инфраструктура. Но ближе к делу. Путешествия, поездки, смена привычной обстановки вырабатывают необходимое для жизни качество – гибкость мышления и подпитывают свежими эмоциями. Ну, а эстетика дороги это тема отдельного разговора.
Для первой поездки мы выбрали направление Казань – Болгар. Два из трех компонентов поездки – маршрут, компания единомышленников, транспорт – были в наличии. Осталось решить вопрос с транспортом. Вот где мне пришлось проявить гибкость мышления. Видимо информация распространяется помимо человеческой воли, или мысли имеют свою неосязаемую силу – имею в виду свой интерес к автопутешествиям. Принялся наводить справки, какие автосалоны в городе готовы развивать внутренний туризм вместе с редакцией? Идею охотно поддержали в автосалоне «АКОС», предоставив для поездки внедорожник Nissan X-Trail. Автосалон уже давно готовил проект по развитию эко-туризма в РТ, разработки интересных маршрутов для автопутешествий. Наши интересы оказались общими.
Поездки суждено было состояться. Мы выехали из города солнечным воскресным днем.
Наш водитель Антон Васькович, оказался своим в доску парнем. С первых минут поездки они с Султаном Исхаковым, фоторедактором «Татарстана» нашли общий язык.
Пока на передних креслах обсуждался предстоящий маршрут, я обустроил себе записной столик, опустив широкий подлокотник, и принялся фиксировать на бумаге детали нашей вылазки.
Антон решил поехать по челнинской трассе, чтобы миновать заторы. На трассе, залитой солнечным светом, по пути нам попалась телега, на которой сидели дед в сером пиджаке и кепи со своей бабкой, обвязанной пестрым платком, они же нам встретились и на обратном пути. Для меня они стали своеобразным ориентиром на дороге, не имеющим постоянного местоположения, но являющимся отсчетной и конечной точкой поездки.
Дорожное полотно хорошее, мы уверенно обгоняем вереницу большегрузов. Автомобиль движется – есть время узнать попутчиков поближе.
Антон, родом из Западной Сибири, родился в городе со сказочным названием Лангепас. Нам он рассказывает, что сейчас там белые ночи, как в Санкт-Петербурге, что в это время природа особенно красива. На минуту Антон задумывается и выдает: «А как здорово на болотах, когда выбираешься за клюквой…».
На 853 километре остановились в уютной кафешке с вполне вкусной выпечкой. Успели как раз за пять минут до того, как в двери заведения хлынула толпа. Перекусили и тронулись.
Едем со средней скоростью 100-110 км/ч. Антон говорит, что это самая оптимальная скорость: и расход небольшой и в случае экстренной ситуации на дороге всегда можно замедлить ход, среагировать.
Сколько отмечаю для себя: в дороге общение между незнакомыми людьми бывает насыщенным, будто необходимо рассказать все, что знаешь и что тебе действительно интересно. Султан, например, рассказывал Антону историю развития фотографии.
До Болгар оставалось 110 км. За этой отметкой состояние дороги начало ухудшаться.
На подъезде к Болгарскому городищу мы подсчитали: при средней скорости 110 км/ч мы преодолели 180 км дорожного полотна за два с половиной часа (с учетом остановок), а бак опустел на 15 литров.
Мы с Антоном не успели закрыть двери авто, как Султан, сверкнув объективом, умчался в поисках сюжетов для съемки.
Место живописное. Городище, расположенное на крутом берегу, откуда открывается вид на Волгу, напоминает Акрополь, только наш поволжский. Белоснежные колонны в окружении развалин мечети придают Болгару сходство с греческим городом.
Набережная в музее-заповеднике в ближайшее время обзаведется новой пристанью, к слову сказать, на территории Болгарского городища заметно прибавилось новостроев, которые хотя и увеличивают туристическую привлекательность, но все же лишают места какого-то очарования. Современная инфраструктура вырывает останки булгарской цивилизации из истории.
На обзор городища Султан отвел нам полчаса. Недалеко от Болгар нам предстояло посетить еще музей хлеба. Подобных музеев в мире насчитывается около двадцати. Интерактивный музей истории земледелия и производства хлеба включает в себя комплекс зданий, в составе которого усадьба мельника, ветряная и водяная мельницы, пекарня, кузница, открытая экспозиция сельхозтехники, торговые ряды мастеров промыслов.
Мы запарковались напротив Белой Мечети. Мужественный X-Trail, за плечами которого возвышались белые минареты, требовал женского начала. Фотосессия в наши планы не входила, но вот девушка в легком платье цвета слоновой кости внесла коррективы в повестку дня. Увидел ее и побежал договариваться о фотосъемке, единственное, что меня смущало это её настороженный молодой человек.
В итоге снимки были сделаны. Девушка очаровала и наш экипаж и наблюдавших за процессом фотосъемки туристов. В такую девушку влюбиться - дело одного мгновения, одной мимолетной улыбки.
Но нас ждала дорога, а «для любви это не место». На обратном пути мы запланировали свернуть с трассы и поискать что-нибудь интересное в деревнях, чтобы было с чем сравнивать официальный туристический маршрут. Увидев на холме храм из красного кирпича, мы съехали с дороги в село Бураково.
Мы попали в запустевшее село. Покосившиеся дома, ветхие заборы. Двигались по ухабистой дороге с крутыми уклонами. Признаюсь, запутались в проселочных дорогах и не знали, как подъехать к храму. Наконец, у разъезда дорог мы встретили женщину, она показала дорогу.
Нам нужно было переправиться через мелкую речку. Мы форсировали водную преграду глубиной не больше метра. У деревянного мостика молодая с веснушками на лице девушка, зайдя по
колено в воду, мыла посуду. Позже мы узнали, что это была дочка Окашиной Ирины Аркадьевны, учительницы истории местной школы, которая рассказала нам о селе.
Название села происходит от слова «бурак» - так называется цилиндрическое лукошко из бересты. Рассказывают, что в местных лесах было много грибов, орехов и ягод. Люди ходили в лес с заплечными бураками, так и закрепилось название за местом.
В царские времена здесь было поместье Трубниковых. За церковью стоял помещичий дом – его было видно издалека. Поместье, по словам, Ирины Аркадьевны был разрушено крестьянами во время событий 1917-го года. Рядом с храмом также располагалась начальная школа, которую основал Трубников. Ирина Аркадьевна назвала нам и имя первой земской учительницы Лидии Михайловны Дубовой, ей в 1928 году было присвоено звание героя труда.
Сам помещик бывал в селе наездами. Пока барин жил в Санкт-Петербурге всеми делами заведовал управляющий.
Село росло. Отстраивалось. В 1851 году был возведен кирпичный храм.
Вокруг церкви всегда кипела жизнь. Здесь ежегодно проводили ярмарку, устанавливались карусели – так Ирине Аркадьевне рассказывала бабушка. В 1880 году возведен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. Придел имеет интересной формы кресты, в основании которых - отходящие в стороны лепестки. Эти лепестки напоминают полумесяц. Сейчас никто уже не сможет ни подтвердить, ни опровергнуть, но есть легенда, что батюшке не хватало средств на строительство придела, и ему помог мулла. А элементы на крестах своего рода благодарность – память о взаимопомощи. Кровли у церкви уже нет – на самой верхотуре растет трава.
В сороковых годах в храме устроили склад для хранения зерна. С тех пор храм год за годом только разрушается. Год за годом убывает и население Бураково. Сегодня в селе проживает около 50 жителей.
Есть у Бураково известные уроженцы – министр рыбной промышленности восточных районов СССР (1946-1948 г.) Захаров Андрей Семенович родом из этих мест.
Но все наше внимание приковано к храму. Сегодня он служит пристанищем для голубей.
Обшарпанные стены местами еще сохранили лепнину и лазурную краску. Полы сняты – можно изучать фундамент (как учебное пособие для строителя и архитектора). В часовне на мощных петлях висит огромная кованая дверь с еще рабочим засовом. Открываю ее - над моей головой толстые деревянные перекрытия…. взмывает ввысь напуганный голубь. Жутковато внутри.
Мы уходим, Султан щелкает затвором фотоаппарата, как бы на прощание. Но я-то знаю, что мы сюда еще приедем и привезем друзей. Это будет нашим собственным экскурсионным маршрутом, которого еще нет в каталогах туристических компаний.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14