поиск новостей
  • 17.04-28.04 Мечтатель. Театр Тинчурина, 17:00
  • 26.04 И в cтарости, и в радости! Театр Тинчурина, 18:30
  • 09.06 Баста. Первое стадионное шоу в Казани. Стадион "Ак Барс Арена" 20:00
Дни рождения
  • 26 Апреля Николай Путилин
  • 29 Апреля Нико Капанен
  • 01 Мая Андрей Кондратьев
  • 01 Мая Хамза Багманов
  • 01 Мая Фатих Сибагатуллин
  • 01 Мая Владимир Батраков
  • 01 Мая Римма Ратникова
  • 02 Мая Руслан Козлов
  • 02 Мая Татьяна Забегина
  • 03 Мая Гузель Вахитова
  • Сдается 1 ком.квартира мусульманской семье на длительный срок в ЖК Салават купере. Только граждане России. 89509488227 собственник ( не риелтор!!!!!)
  • Сдается 2-х комнатная квартира по ул. Ф.Амирхана порядочной семье на длительный срок. В квартире есть мебель, рядом остановка, магазины, рынок. Только граждане РФ без животных!!! 8-965-584-66-30 собственник.
  • Сдaётcя посуточно уютнaя однокомнатная кваpтирa в новом доме на улице Павлюхина, 110. Рядом торговый центр Kazan Mall. 89172977220
  • Здравствуйте! В преддверии весеннего праздника принимаю заказы на бенто торты и капкейки по приятным ценам. Буду рада стать частью вашего торжества! Город Казань. 89377708700 Динара. (Ватсап)
  • Продается двухкомнатная квартира в Челнах. Новый город, 30 комплекс. Хорошая планировка (распашонка), 52 кв.м. Теплая. В хорошем состоянии. Продает хозяин. Тел. 8-9631571216
  • Сдам комнату в общежитии по улице Хлебозаводская д. 6 чистоплотной, порядочной девушке. 89033060513
  • Сдается 2- х комн. Квартира порядочной семье на длительный срок. ЖК Салават купере. В квартире есть мебель для проживания. 89509488227 собственник.
  • На долгий срок сдается комната в общежитии на улице Бр.Касимовых 22/7 (пересечение с ул.Мавлютова). Имеется вся необходимая мебель, холодильник, стир.машина. Рядом метро, рынок, магазины. Подробности по телефону: 89274406462
  • Продается 3-комнатная квартира на проспекте Мира в Набережных Челнах. В квартире есть все удобства. Рядом с домом расположены школы, детские сады, магазины, аптеки, сквер Г. Тукая. Цена невысокая. Контактный телефон: +79872651909.
  • Сдaётcя посуточно свeтлая, уютнaя двуxкомнатная кваpтирa на улице Чистопольская. Рядом Aквaпapк Ривьера и Тaтнeфть Аpeна. В шаговой доступности оcтaновкa oбществeннoгo трaнспортa и неoбходимые магaзины и кaфе. В пешей доcтупнoсти ЗАГС-Чаша, Ак Баpc Apeнa, двoрец вoдных видов спорта. Ближайший торговый центр ХL, Парк Хаус, Тандем. Ждем гостей нашего города. Подробности по телефону 89272437185. Собственник.
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
22.03.2010 Общество

"ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ". ЗНАТЬ БЫ, ЧЕМУ...

Не за горами то время, когда очередные последние звонки в школах возвестят о вхождении в "большую жизнь" нового поколения юношей и девушек. И встанет перед этим поколением вечный вопрос: что делать после школы? И большинство, конечно, уже знает ответ, совершенно в традициях новейшего времени: идти учиться дальше! Скорее всего, - в вуз. Скорее всего, - на "престижные" специальности. Но, думается, мало кто из этих семнадцати-восемнадцатилетних ребят действительно знает, чем же он хочет заниматься в жизни.

Не рано ли?

 

Заканчивая 11-й класс, казан-ская школьница Альбина откровенно металась: куда же пойти учиться? Вроде бы и круг интересов определен, и достижения определенные есть (победы в научных конференциях), но чем конкретно хочется заниматься в жизни - совершенно непонятно. И даже сейчас, когда девушка уже учится в университете, большой ясности, как она сама признается, в данном вопросе не появилось, потому что у нас, как известно, высшее образование и последующая работа часто имеют друг к другу весьма опосредованное отношение.

 

Можно, конечно, назвать восемнадцатилетнюю девушку инфантильной. Но вот, например, будучи как-то на крупной образовательной "тусовке" в Москве, услышала я небезынтересное мнение по этому поводу от директора Европейской гимназии (престижного частного учебного заведения столицы) Ирины Боганцевой.

 

- Наши дети рано заканчивают школу, - несколько ошарашила  меня Ирина Владимировна. - В этом возрасте они еще не готовы к сознательному выбору профессии.

 

Самое интересное, что такое же мнение позже довелось услышать и от преподавателя одного из татарстанских педвузов, кандидата психологических наук.

 

- Раннее выявление каких-либо способностей, как у Моцарта, - случай крайне редкий, - объяснял он мне. - Существует определенная возрастная психология. В восемнадцать лет человек начинает искать себя, он должен иметь возможность попробовать свои силы в разных областях. Не случайно же раньше дворянские юноши в этом возрасте часто отправлялись в путешествие по миру, чтобы как-то осмыслить свои внутренние потребности. Так что когда мы в пятнадцать лет сажаем детей по профильным классам - это даже вредно. Ранняя профилизация может сломать человека. И потом мы еще удивляемся, что у нас, согласно статистике, девяносто процентов населения занимается нелюбимым делом!

 

При этом мой собеседник убедительно просил на него не ссылаться. И его можно понять - в отечественной педагогике нынче взят твердый курс на профильное образование.

 

Диагностика и реальность

 

Справедливости ради отметим, что не все психологи и педагоги столь категоричны в оценках.

 

- Самоидентификация вполне возможна и в семнадцать лет, - полагает казанский психолог и психотерапевт Юрий Калмыков. - Но с детьми нужно как можно раньше заниматься профессиональной диагностикой, буквально с начальных классов. Однако хочу заметить: сфера профессионального консультирования очень сложна, здесь нужно хорошо знать психологию личности, особенности различных профессий, иметь представление о рынке труда.

 

Между тем в наших школах, где на пятьсот детей приходится один психолог, да и тот частенько переобучен с другой специальности на краткосрочных курсах, проводить такую работу с раннего возраста чрезвычайно сложно. Тем не менее, как пояснили нам в республиканском Министерстве образования и науки, профтестирование учащихся, начиная с 7-8-го класса, у нас налажено, и неплохо. Как рассказала начальник Управления общего образования Минобрнауки Тамара Федорова, мониторинг профессиональных предпочтений подростков ведется путем компьютерной диагностики. С результатами тестирования знакомят самих школьников, их родителей, классных руководителей, они заносятся в портфолио (папку личных достижений ребенка в самых различных сферах деятельности, начиная чуть ли не с начальной школы). Затем все это анализируется на различных уровнях - в общеобразовательных учреждениях, районных отделах образования, в министерстве. И на основе такой вот карты профдиагностики вырабатываются практические рекомендации: по какому профилю молодому человеку, пожелавшему после 9-го класса продолжить школьное образование, учиться дальше.

 

Зачем вообще нужно профильное обучение? Его принцип вытекает из знаменитого афоризма Козьмы Пруткова: нельзя объять необъятное. Дети в школах перегружены, предметов у них все больше, а объем новой информации в разы увеличивается с каждым годом.

 

- Но я по личному опыту работы в школе могу сказать, что уже классу к седьмому опытный педагог видит, каким предметам отдает предпочтение ребенок, чем ему больше всего нравится заниматься, - говорит Тамара Федорова. - И хороший классный руководитель - а таких у нас, поверьте, немало - вполне может подсказать (приплюсовав к личным наблюдениям еще и результаты профдиагностики), на чем лучше сосредоточить ученику свои усилия в старших классах. Ведь если он с начальной школы прекрасно говорит, много читает, грамотно пишет и радует учителя своими рассказами и сочинениями, зачем мучить ребенка углубленным изучением математики и физики? Он явно ориентирован на гуманитарный профиль.

 

Другой вопрос, как сами школьники относятся к результатам профдиагностики. Согласно опросам, проведенным Минобрнауки, примерно 40 процентов из них при выборе профессиональных предпочтений ориентируются на собственное мнение. Чуть больше - на мнение родителей. И это не всегда совпадает с наклонностями ребенка, его возможностями, а также с потребностями рынка труда. Все знают, что экономистов и юристов в стране скоро уже девать некуда будет, но родители всеми силами стремятся определить ребенка именно в социально-гуманитарный профиль. Сами же дети о будущей профессии чаще всего думают (согласно данным все того же министерского опроса) под углом "где больше платят". Или (и такое еще случается) рассуждают в романтическом духе - "ах, хочу быть врачом"... Хотя в листе профдиагностики психолог мог четко указать, что данному школьнику лучше избегать работы с людьми.

 

А может, попробовать по науке?

 

Впрочем, стоит признать, что школьная профдиагностика все же дает ребенку весьма приблизительные советы. C профилем обучения в старших классах они, конечно, определиться помогут, но ведь потом надо думать о конкретной специальности. А специальностей под рекомендации, выданные школьным психологом, может подпадать великое множество...

 

- В США, скажем, к окончанию школы молодой человек имеет на руках не просто результаты тестирования, а персонограмму от профцентра - в какой именно специальности он может себя проявить, - говорит проректор КГУ Рияз Минзарипов. - Ведь современная психология вполне способна выявлять индивидуальные склонности и черты человека. Но нам пока до этого далеко. И это не наша внутренняя проблема. Нужно заново строить профориентационную службу в масштабах страны.

 

О том, как действуют подобные службы в некоторых западных странах, нам рассказала директор Казанской бизнес-школы "АйТек", в прошлом - ректор Татарско-американского регионального института (ТАРИ) Диляра Шакирова.

 

- В крупных школах или учебных округах существуют центры планирования карьеры. В процессе обучения несколько раз проводится серьезное тестирование каждого ребенка, направленное на то, чтобы скоординировать наклонности, возможности и желания школьника с потребностями регионального рынка труда. В школах есть специальные стенды с полным описанием специальностей, по которым можно работать в данном регионе. Причем информация постоянно обновляется, так что о появлении новых специальностей школьникам тут же становится известно. Указано, какие действуют предприятия, есть график экскурсий на них, обозначена зарплата по каждой специальности. Также дается рейтинг вузовских специальностей. Не вузов, замечу, а опять же - именно  специальностей, потому что некоторым из них лучше всего учат в тех вузах, о которых, может, никто и не слышал...

 

Мы не случайно обратились к Диляре Шакировой. Именно в ТАРИ в свое время успешно работал "Центр планирования карьеры", где стремились воплощать в жизнь лучший мировой опыт в сфере профориентации. Но некоторое время назад вуз был присоединен к педагогическому университету, на чем все его новаторства и закончились.

 

Правда, опыт создания службы профдиагностики отчасти реализован в действующем уже при "АйТек" Центре планирования карьеры. К созданию профессиональной карты школьника здесь подходят по всем правилам. Профессиональный психолог, кандидат наук четыре часа тестирует ученика, примерно столько же длится обработка информации. Еще два часа - итоговая консультация. Но поскольку речь идет о бизнес-структуре, подобное тестирование проводится платно. И понятно, что не каждый родитель может себе это позволить. Поэтому особо развернуться не получается, работает лишь один человек.

 

- Жаль, что есть методика, отработанная на мировом опыте, опубликованы книги, отдельные школы используют наши наработки (особенно хорошо они прижились в профессиональных учебных заведениях Томска и в Институте международного бизнеса ИНЭКА в Набережных Челнах, это бывший филиал ТАРИ). Но вот системы на городском и республиканском уровнях нет, - говорит Диляра Шакирова. - Мы пытались наладить взаимодействие с вузами, но ни у кого нет желания вкладывать деньги в развитие подобной службы. Работодатели вроде бы проявляют интерес, но пока тоже не готовы ее финансировать. А ведь в каждом районе у нас есть центры занятости, в каждом вузе действуют свои центры трудоустройства, психологического тестирования. Вот если бы объединить все эти ресурсы, подключить к работе Минтруда, Минобрнауки... Ведь для начала можно попытаться создать хотя бы один городской центр планирования карьеры, чтобы помочь школьникам, а затем и студентам всех типов профессиональных учебных заведений сориентироваться в жизни, соотнести свои желания и возможности с общественными потребностями.

 

Между прочим, во многих странах работу подобных центров оплачивают местные власти. Они в этом заинтересованы, потому что давно уже подсчитали, какой ущерб приносит обществу человек, неправильно выбравший профессию. Но у нас не любят подсчитывать убытки. У нас ситуация, когда человек мечтает об одной профессии, учится другой, а работает потом по третьей, считается нормой.

 

Вместо послесловия

 

Недавно министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов на коллегии своего ведомства озвучил результаты исследований американских аналитиков. Среди прочего там приводится такой факт: десяти самых востребованных профессий 2010 года шесть лет назад просто не существовало. То есть работать вообще-то надо бы на опережение. Чтобы школьники узнавали об этих профессиях вовремя и могли бы успеть сориентироваться. Ведь даже тех, кто не очень представляет, чем хочет заниматься в жизни, может увлечь перспектива стать самым востребованным специалистом. Но без мощной, технологически "упакованной" и аналитически подкованной профориентационной службы такую работу не наладить. Так и будут старшеклассники при выборе профессии ориентироваться на мнимую престижность позавчерашней давности. А потом закинут диплом о высшем образовании в дальний ящик и пойдут искать работу - "где больше платят".

Евгения ЧЕСНОКОВА
Республика Татарстан
№ 54-55 | 19.03.2010
Республика Татарстан печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Национальный музей РТ
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
«Элита»
Театр Тинчурина
Архив