12.03.2012 Общество
Обожгутся ли УК на "горячей линии"?
1 марта в системе ЖКХ Татарстана начала действовать Единая служба приема и мониторинга обращений граждан. Претензии к управляющим и обслуживающим организациям принимаются по многоканальному телефону 8-800-100-00-33 (звонок с любого телефона бесплатный), а в Казани - также по телефону 231-15-77.
Эти номера городские власти особо не афишируют: на официальном сайте комитета ЖКХ их нет. Почему? На этот вопрос корреспонденту "ВК" ответил министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин:
- Открытию этой "горячей линии" и соединению ее с Единым информационно-расчетным центром сопротивлялись практически все главы администраций. Особенно был настроен против этого мэр Казани. Ильсур Раисович считает, что это отрицательно скажется на финансовом состоянии управляющих компаний...
По закону Ньютона всякое действие равно противодействию. Если противодействие столь сильно, значит, в кои-то веки найден механизм, который позволяет эффективно воздействовать на управляющие компании и реально бить рублем за низкое качество жилищно-коммунальные услуги?
Теоретически - да. В конце прошлой недели на встрече с журналистами министр строительства продемонстрировал сайт, на котором отображаются все заявки, поступившие от недовольных жильцов, и информация, каким организациям и когда они отправлены. Пока этот сайт доступен только отвечающим за это направление специалистам минстроя и самому министру, а заявители могут узнать о том, на какой стадии рассмотрения находятся их жалобы, лишь по телефону. Но после интеграции этой системы в структуру электронного правительства РТ вход на сайт будет открыт для всех. Однако фишка не в том, чтобы таким образом "спустить пар" от недовольства граждан работой жилищников, говорит Ирек Файзуллин, а в том, что по каждой заявке с момента ее поступления до момента устранения неполадки плата жильцам за непредоставленную или предоставленную не в полном объеме услугу начисляться не будет! А устранение "засчитывается" только после того, как пожаловавшийся жилец примет работу жилищников и распишется в акте. То есть, уверяет министр строительства, ежели вы заявите, что снег в вашем дворе не убирается, а лед с тротуаров не скалывают, то вплоть до того, как вы не подтвердите, что во дворе убрались, плату за уборку в счет-фактуру включать не будут!
А как дело обстоит на практике? В день открытия "горячей линии" корреспондент "ВК" поставила эксперимент: позвонила и оставила две заявки. Одну - о том, что управляющая компания не выполняет в полном объеме свои обязанности по управлению, оговоренные Жилищным кодексом и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме. А именно уже несколько лет не убирает в доме подъезды и лифты, что приводит к порче общедомового имущества и сводит на нет результаты недавно проведенного в подъезде косметического ремонта. Плату за эту услугу УК жильцам не начисляет, но зато исправно начисляет плату себе за управление в полном объеме, хотя отказываться от предоставления услуги в одностороннем порядке не имела права. Вторая заявка была о том, что во дворе снег с тротуаров убирается нерегулярно и очень плохо, а лед за зиму скололи и вовсе только один раз, и не по всему периметру дома, как положено, а лишь на маленьких пятачках перед подъездами.
Со дня подачи заявки прошло десять дней. Уборщицы в доме не появилось. Лед и снег - на прежних местах. О том, что будет сделан перерасчет платы за управление и уборку двора, заявителя никто не проинформировал. Вчера в продолжение эксперимента я подала по поводу уборки двора еще одну заявку. И в действенность "горячей линии" я поверю, только если в конце марта мне и моим соседям (услуги-то всему дому не оказывают) пришлют счета-фактуры с перерасчетом по двум статьям - за уборку двора и за управление домом.
А вот в Казгорисполкоме, похоже, в эффективности "горячих линий" уже убедились. Причем настолько, что спешно начали их закрывать! "Горячую линию" по вопросам начисления платы за ЖКУ в городском комитете ЖКХ открыли всего лишь в январе, а 2 марта уже было объявлено, что она закрывается. Хотя ее телефон пользовался большой популярностью: поступило 1925 звонков, 965 из которых касались порядка начисления платы за ЖКУ, а еще 358 - качества услуг и их недопоставки. В комитете ЖКХ объяснили, что отключили "горячий" телефон, поскольку он был нужен только для того, чтобы "снять остроту вопросов, появившихся у населения в связи с началом нового тарифного года"...
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.