16.02.2012 Культура
Американские музыканты о Казани, наших морозах и мобильниках в зале
Не один, а сразу четыре гостя побывали в минувшую пятницу в нашей редакции - молодые, обаятельные, открытые и веселые американские музыканты. Это дирижер Марлон Дэниель, певцы Дарнелл Ишмел, Элисон Бьюкенен
и ассистент дирижера Бенуа Гомес.
Представляем гостей
В послужном списке дирижера Марлона Дэниеля - победа на конкурсе дирижеров в США, множество престижных наград, выступления на лучших площадках мира - от Рудольфинума в Праге до Карнеги-холла в США. В 2008 году он получил премию ООН «Голос художника» за благотворительную деятельность. Обучался в престижных учебных заведениях мира: Манхэттенская школа музыки, Американская консерватория (Франция), Центр музыкальных исследований Исаака Альбениса (Испания), Пражская академия и консерватория. Является художественным руководителем международного фестиваля Сен-Джордж в Гваделупе и главным дирижером фестиваля африканской и афроамериканской музыки.
Дарнелла Ишмела называют одним из лучших баритонов Америки. У него обширный репертуар: оратории, романсы, песни, сольные произведения для голоса с оркестром и более двух десятков оперных партий. В 2011 году дебютировал в Бруклинской опере в роли Тонио в опере «Паяцы» Леонкавалло. Выступал в международном туре, посвященном 75-летию создания оперы Гершвина «Порги и Бесс». Участник ансамблей Harlem Jubilee Singers и American Spirituals Ensemble.
Элисон Бьюкенен - обладательница роскошного голоса, выпускница лондонской школы Гилдхолл и Кертисовского института музыки в Филадельфии. Сотрудничает с Королевским филармоническим оркестром, Филиппинским, Лондонским филармоническими оркестрами и другими всемирно известными коллективами. Дебютировала в Карнеги-холле. Именно она исполнила партию Ну Ва на премьере оперы «Конфуций говорит» на Олимпийских играх в Пекине.
Несмотря на молодость, они уже достигли больших высот в мире музыки. Маэстро Дэниель и Дарнелл Ишмел - номинанты на премию «Грэмми» и NAACP-2011. Альбом Phoenix Forever, записанный с участием этих музыкантов, - претендент на престижную британскую премию «Граммофон», присуждаемую в области классической музыки. В Казань звезды прилетели по приглашению художественного руководителя Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского. В минувшую субботу вместе с оркестром они представили казанцам Афроамериканскую симфонию Уильяма Гранта Стилла. Это была российская премьера самобытного произведения. Концерт состоялся в рамках программы «Американские сезоны в России» под эгидой двусторонней российско-американской президентской комиссии.
Рискнули - и получилось!
- Мы не думали, что в России так холодно! Но даже в такие морозы чувствуем себя у вас очень хорошо. Здесь очень теплые, доброжелательные люди! - это первое, что сказали нам гости за чашкой горячего чая. С интересом пробуя традиционные татарские сладости, они на разные лады повторяли их названия: чак-чак, талкыш калеве...
- Маэстро Дэниель, вы ожидали, что ваш альбом Phoenix Forever станет номинантом на премию «Грэмми»?
- Это новая, не совсем привычная музыка. Конечно, приятно, что наш проект оценили так высоко. Нам нравится исполнять то, что до нас никто не отважился: либо не хотят, либо кажется слишком сложным для исполнения. Но мы рискнули - и получилось!
- Известно, что система музыкального образования в США отличается от российской хотя бы уже тем, что в американских школах уроки музыки входят в обязательную программу...
Марлон Дэниель: - В России у музыкально одаренных детей больше шансов достичь высоких результатов. Дело в том, что здесь образование начинается в более раннем возрасте. Значит, талант у ребенка можно выявить раньше и целенаправленно готовить его к профессиональной музыкальной карьере. В Америке, как правило, музыкой начинают серьезно заниматься только в подростковом возрасте, что для классики поздновато.
Элисон Бьюкенен: - Когда я училась в школе, у нас была возможность обучаться на любых музыкальных инструментах, каких хочешь. Я училась сразу на пяти. Но когда пошла в школу моя младшая сестра, которая младше меня на 8 лет, таких уроков в программе уже не было.
Певец стал универсалом
- Насколько в Америке популярна классическая музыка?
Дарнелл Ишмел: - Исследования показывают, у современных людей интерес к классической музыке падает. Такая ситуация во всем мире. Правда, когда говорят, что классика умирает, я с этим не соглашаюсь.
Э. Б.: - Главная проблема - в воспитании новых зрителей и слушателей. Это очень важно, потому что наша аудитория становится более возрастной. Молодежь перестает ходить на классические концерты. Многие театры и концертные залы серьезно задумываются над тем, как привлечь детей и молодежь. Музыкантам самим надо проявлять активность. Если слушатели не идут к исполнителям, то исполнителям нужно идти к своим зрителям самим.
- У вас нет желания уйти в популярную музыку? С вашими голосами вы могли бы легко стать звездами шоу-бизнеса...
Э. Б.: - Сейчас такие времена, что музыкант должен уметь все. Нам просто необходимо быть универсальными. Я пою в оперных спектаклях, музыкальном театре, в моем репертуаре есть классика, джаз, спиричиуэлс. Был у меня опыт и в поп-музыке. Сначала все шло непросто. Я пробовала на эстраде петь оперным голосом, но быстро поняла, что там этого не нужно. В попсе чем проще, тем лучше.
Д. И.: - Голоса темнокожих певцов имеют одну особенность - они очень гибкие и более приспособлены для разных жанров. Это объясняется тем, что мы начинаем петь в детстве госпелы в церквях. Отличная вокальная школа! Если начинаешь обучение с госпела, то после можешь петь все что угодно: и оперу, и популярную музыку.
Железная рука в вельветовой перчатке
- Маэстро Дэниель, среди ваших многочисленных наград есть одна совсем необычная - за выдающиеся музыкальные заслуги вам был вручен почетный ключ от города Чикаго...
- Это случилось, когда я был совсем молодой и учился на пианиста. Мэр Чикаго Гарольд Вашингтон очень поддерживал молодых творческих людей и был спонсором талантов. Именно он вручил мне символический ключ от Чикаго как знак того, что этот город всегда открыт для меня.
- Это отличная идея для мэра Казани - учредить для молодых музыкантов, художников нашего города подобную премию. Интересно, а какую волшебную дверь можно открыть вашим ключом?
- Мне тоже интересно! Но не было времени найти ту дверь. И к сожалению, уже не получится: ключ пропал. Наша семья переехала в Новый Орлеан. Во время урагана «Катрина», который обрушился на Америку несколько лет назад, все имущество, в том числе и тот ключ, было утрачено.
- Правда, что дирижер должен быть диктатором?
- Надо иметь железную руку и вельветовые перчатки. Иначе большой оркестр просто не будет звучать.
- Вам легко найти общий язык с новым для себя коллективом?
- Искусство общения с оркестром - один из главных навыков, которым должен обладать дирижер.
Когда мобильник заглушает оркестр
- Какие впечатления от работы с симфоническим оркестром Татарстана?
- Очень хорошие, у меня есть с чем сравнивать. У вашего оркестра огромное желание работать. Но больше всего понравилось, что коллектив молодой. Европейские оркестры больше возрастные, с ними работать сложнее - они считают: «Мы 20 лет играли вот ТАК. Мы ТАК привыкли и менять ничего не будем!»
Э. Б.: - Добавлю, что у вас очень профессиональные музыканты. Мы привезли в Казань концертное исполнение «Порги и Бесса» Гершвина. Партитура этой оперы очень сложная. Но всего за несколько репетиций оркестр точно схватил стиль. Я сказала музыкантам, что они играют, как настоящие черные. На самом деле оркестр заиграл так, как написал и чувствовал эту музыку Гершвин.
М. Д.: - Ровно год назад в Нью-Йорке состоялся концерт, посвященный Натану Рахлину. Я не только участвовал в нем как дирижер, но и занимался организацией концерта. А сейчас получил возможность работать с оркестром, который создал сам Натан Рахлин - один из величайших дирижеров.
- У вас во время концертов в зрительном зале тоже звонят мобильные телефоны?
- О, это настоящая проблема! - рассмеялась Элисон. - Перед каждым концертом в любой стране и любом зале просят зрителей отключить мобильные телефоны. Но обязательно кто-нибудь один забудет это сделать. И его телефон зазвонит в самый неподходящий момент. Здесь главное - не растеряться.
- Маэстро Владимир Спиваков, когда во время его концерта в зале зазвонил телефон, тут же на скрипке повторил эту мелодию. А зал зааплодировал остроумной шутке...
- Молодец! А у нас в Нью-Йорке в такой же ситуации дирижер остановил оркестр, повернулся в зал и указал дирижерской палочкой на того человека, у кого зазвонил телефон. Об этом даже в газетах писали.
Прощаясь, наши гости спросили, как по-татарски «спасибо». И потом искренне и с удовольствием благодарили нас: «Рахмат!»
Кстати
Выражаем благодарность в организации встречи руководству и пресс-службе Государственного симфонического оркестра РТ.