21.01.2012 Экономика
Опрос недели: сколько у нас среднего класса?
На встрече с редакторами российских СМИ в минувшую среду премьер-министр РФ Владимир Путин заявил: «Вот смотрите, у нас сегодня уже за 30% людей, которые считают себя средним классом, а по экспертным оценкам – примерно 25-30%. В начале 2000-х годов было всего 10%. И по мере роста этого благосостояния, по мере роста этого класса, конечно, будет меняться и отношение к бизнесу». Журналисты «БИЗНЕС Online» попросили у экспертов и представителей бизнес-сообщества Татарстана посчитать, сколько у нас представителей среднего класса.
Марат Галеев - председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:
- Я встречал разные цифры о количестве среднего класса в России. В одном из источников указывалось, что доход на человека должен быть порядка тысячи долларов, по этим данным к среднему классу отнесли 23 процента населения. В принципе, тут важно такое понятие, как устойчивость макроэкономических показателей. У нас же этот показатель нельзя назвать устойчивым. Так, к примеру, офисный сотрудник может быть представителем среднего класса, но его положение не будет устойчивым.
Рашид Сайфутдинов – генеральный директор ДСК (г. Набережные Челны):
- Среднего класса в республике никак не больше 10 процентов. Также 10 процентов богатых людей, а остальных можно назвать бедными. Я считаю, что даже среднюю зарплату у нас высчитывают не точно: берут зарплату крупных чиновник и рабочих и делят, вот и получается завышенная цифра. В целом, это очень тяжелый, даже скандальный вопрос. О чем говорить, если у нас даже отдых за границей могут себе позволить не более 15 процентов населения?!
Мария Горшунова - генеральный директор ООО ПКФ «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»):
- Считаю, что вопреки экспертным оценкам по наличию 25-30 процентов людей, которые причисляют себя к среднему классу, количество таковых реально не превышает 10 процентов населения страны.
На мой взгляд, представитель среднего класса должен: иметь достаточно высокий доход, недвижимое имущество и транспорт, владеть средствами производства, то есть быть владельцем или соучредителем предприятий или фирм с наемной рабочей силой, быть образованным, профессионалом в своем деле, обладать высоким качеством среды проживания, иметь высокие запросы в потреблении, иметь определенный круг общения , состоящий из себе подобных. Таких людей все больше появляется в нашем обществе, и наиболее благополучен этот процесс в крупных мегаполисах - Москве и Питере. На мой взгляд, экспертные оценки пока применимы только к этим городам…Что касается Казани – это максимум 15 процентов. Повторюсь, что это мое мнение…
Относительно величины дохода среднего класса - я бы сказала, что он очень разнится по местам проживания. Чтобы обеспечить относительно достойный уровень жизни в Казани, я думаю, необходимо иметь доход в 2 тысячи долларов на каждого члена семьи. Причем такой доход не гарантирует шикарную жизнь, но для достаточно обеспеченной его вполне хватит.
Вадим Хоменко - член-корреспондент АН РТ, руководитель комитета по науке и образованию Поволжской логистической ассоциации:
- В принципе можно апеллировать к официальному высказыванию премьер-министра РФ Владимира Путина. Казалось бы, положительная динамика – налицо. Утроение показателя за 3 года. При таких темпах мы в перспективе будем иметь тот показатель, который свойственен развитым странам – 60-70 процентов. Здесь нет ошибки. Такой подход к оценке, исходящий из личных убеждений каждого гражданина, может иметь место. Экспертам тоже надо доверять. Почему же возникает вопрос?
Наверное, потому что к искомой оценке можно подходить с разными критериями: по тому, «к какому слою кто сам себя относит», «по уровню образованию», «по уровню доходов», «по соотношению доходов и расходов» и так далее. Общепринятого подхода к настоящему времени нет. Соответственно, оценки могут варьировать. Учитывая, что мы практически вышли на уровень мировых цен на товары и количество миллиардеров у нас соизмеримо с развитыми странами, то имеет смысл пользоваться и международными оценками, например используемыми весьма авторитетными организациями. Так, согласно данным Всемирного банка, ежемесячные доходы среднего класса должны составлять 3,5 тысячи – 8 тысяч долларов на члена семьи. Разумеется, при таких показателях мы будем иметь совершенно иной уровень среднего класса в России…
Есть и другой показатель, который используется в прогнозных расчетах ряда российских ведомств: средний класс — это уровень дохода на человека в семье свыше 6 прожиточных минимумов. Теперь приведем некоторые данные на истекший год: величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2011 года правительством Российской Федерации была установлена в размере 6505 рублей на душу населения, для трудоспособного населения - 7023 рубля, пенсионеров - 5141 рубль, детей - 6294 рубля. То есть если в семье двое детей, то каждый из родителей должен зарабатывать более 2 тысяч долларов, приближаясь к 3 тысяч долларов.
Это, конечно, меньше, чем нормативы Всемирного банка. Но вот еще данные Росстата: так, в апреле 2011 года зарплату свыше 30 тысяч имело лишь 19,7 процентов работников, свыше 35 тысяч — 14,5 процентов. То есть искомая величина среднего класса, если пользоваться упомянутыми нормативами, где то меньше 14 процентов.... Но ведь многие из опрашиваемых не знают об этих показателях, и они причисляют себя к среднему классу, исходя из своих соображений и убеждений, не унижая своего достоинства. Такой подход тоже существует… По данным опроса Левада-центра, жители России скромно с материальной точки зрения оценивают понятие среднего класса: к этой категории уже сегодня себя относят 35 процентов респондентов. Сказанное и масштаб сделанных оценок можно переносить на любой регион России. Искомые оценки будут адекватны в своих пропорциях. Татарстан здесь не исключение…
Максим Федоров - председатель постоянной комиссии по регламенту, правопорядку, законности и местному самоуправлению, ООО «Конкор-Оптика» (Набережные Челны):
- Если брать американские мерки, то среднего класса у нас нет вовсе. Но в целом, благосостояние населения, конечно же, растет. Представителями среднего класса могут быть владельцы семейного бизнеса или управленцы с высоким уровнем дохода. Тут стоит учитывать не только денежный аспект, но и стабильность, например. Даже если у человека сейчас уровень дохода миллион, это не значит, что такой заработок будет у него постоянно. Наверное, можно считать представителем среднего класса человека с доходом от 50-80 тысяч рублей в месяц.
Леонид Штейнберг - генеральный директор ТКФ «Кама-тракс» (Набережные Челны):
- Думаю, средний класс - это уровень дохода более 120 тысяч рублей на семью из четырех человек. Показатель в 30 процентов, мне кажется, несколько завышен. Реально, это не более 20 процентов населения. На Западе малый и средний бизнес это 50-60 процентов, в России это намного ниже.
Айрат Альмиев - директор МУП «Казанские мосты»:
- Думаю, что из всех классов у нас в стране именно прослойка среднего класса самая маленькая. У человека должен быть приличный доход, чтобы нормально одеваться, хорошо отдыхать, и приличные сбережения на старость. Если семья из трех человек, доход должен быть не менее 100 тысяч на человека.
Денис Нитенко - генеральный директор ООО «Деловой центр Форт Диалог» (Набережные Челны):
- Мне кажется, что в последние годы действительно среднего класса стало больше. Люди стали больше зарабатывать, уровень дохода в целом у населения вырос. На мой взгляд, «средний класс» - это люди, которые могут позволить на семью квартиру, машину и отдых хотя бы один раз в год. Если говорить об уровне доходов, то здесь нужно судить по городам. В Набережных Челнах, например, официальная средняя зарплата 15 тысяч, но мне кажется, что и эта цифра завышена.
Лилия Низамова - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии КФУ:
- Среднего класса у нас как такого нет, потому что классовое общество у нас еще не сложилось. Но перспективы его появления и развития есть. Средний класс будет активно формироваться, когда государство перестанет быть монополистом в экономике, когда эта экономика будет все более и более развиваться. Средний класс – это люди, которые в условиях рынка могут предлагать свою квалифицированную рабочую силу и получать за нее достойное вознаграждение, что в дальнейшем будет обеспечивать модернизацию и индустриализацию страны.
Хайдар Халиуллин - президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:
- Критерии на Западе и в России разные. У нас к среднему классу относятся люди с квартирой, машиной, у которых раз в год есть возможность съездить за рубеж. Таких у нас не много, всего процентов 30. Большинство же живет за чертой бедности. В Татарстане процент представителей среднего класса чуть больше, потому что регион в целом благополучный. Если резких перепадов цен и роста тарифов не будет, экономическая ситуация будет стабильная, средний класс будет увеличиваться.
Александр Глазков - руководитель МБУ «Департамент по развитию предпринимательства АМР РТ» (Альметьевск):
- Думаю, что Путин совершенно прав. Если в семье все работают, и совокупный доход на семью более 50 тысяч рублей, думаю, что это представители среднего класса. Так же, критерием является доступный отдых один раз в год, квартира и автомобиль.
Марат Хайруллин - заместитель председателя комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:
- Думаю, в России представителей среднего класса процентов 30. По большей части, к среднему классу нужно относить по образованию, оно должно быть высшее, и социальному статусу. Доход на человека должен превышать 30-40 тысяч рублей месяц. Ну, это в идеале… А пока к среднему классу я бы отнес учителей, врачей, квалифицированных работников, малый и средний бизнес, чиновников среднего звена. Я, как политолог, могу сказать, что пока четких критериев среднего класса у нас нет.
Татьяна Гурьева - первый секретарь Набережночелнинского горкома КПРФ:
- Нет в России среднего класса. О чем может идти речь, если средняя зарплата от 4 тысяч до 18 тысяч рублей. Чтобы хоть как-то выжить, людям приходится работать по 16-18 часов в сутки, работать по выходным. Большинство населения нищие! Эти озвученные цифры, на мой взгляд, просто предвыборная PR-кампания. Средним классом, может быть, можно назвать людей, чей доход более 50 тысяч рублей на человека, а такие зарплаты у мизерного процента населения.
Тимур Акулов – помощник президента РТ:
- А что считать критерием? Заработную плату? В какой-то степени это, конечно, критерий… Статистических данных у меня нет, но вижу, что с каждым днем по Казани все труднее ездить – столько отличных автомобилей… Я, когда приезжаю в другой город, первым делом отмечаю два момента: качество автомобилей, которые бегают по дорогам, и количество башенных кранов – то есть ведется ли строительство. Если ведется, то жилищная программа идет нормально, и люди покупают жилье, и у них есть деньги на него. Если качественные автомобили бегают по дорогам (некачественным пока), это тоже хорошо.
Но пугает такая вещь. Один из критериев зарождения среднего класса – это вовсе не то, что мы можем купить в кредит квартиры и автомобили. Это мыльный пузырь, который когда-нибудь лопнет, и мы поймем, что идем неправильным путем! Для меня главный критерий - наличие мелкого и среднего бизнеса. И, к большому сожалению, сейчас в Российской Федерации (и в Татарстане) тенденция - душить и мелкий, и средний бизнес.
Мы не задумываемся, что эти люди изо всех сил напрягаются, чтобы сделать нечто реальное. Взять то же парниковое хозяйство. Люди выращивают овощи, везут на базар, продают. Но разве им кто-нибудь помогает?! Газ в цене растет, электроэнергия, вода – тоже. Что происходит, никто не понимает. Во всяком случае, я совсем не понимаю! Видимо, надо говорить о таком страшном деле, как монополизм… Словом, если мы хотим взрастить средний класс (а иначе мы обречены на прозябание), мы должны, прежде всего, позаботиться о малом и среднем бизнесе.
Алсу Бадретдинова - руководитель департамента инвестиционного проектирования группы компаний «СЭНК»:
- Принято считать, что материально средний класс начинается от доходов хотя бы в 60 тысяч рублей в месяц. Хотя часто люди, имеющие заработок в 30-40 тысяч рублей, так же считают себя средним классом. При таком уровне можно не только прокормить себя и семью, но и совершать относительно крупные покупки (автомобиль, квартира – не в счет).
По статистике, на уровне среднего достатка живут около 10 процентов россиян. Но думаю, что с учетом непрозрачности выплаты зарплаты этот показатель вдвое больше – 17-20 процентов. В Татарстане количество людей, которых формально можно отнести к среднему классу, находится на общероссийском уровне. В Казани (где живет только городское население) это число выше – около 25-30 процентов.
К дополнительным критериям можно отнести: должностной и профессиональный статус (специалисты, руководители отделов и компаний, чиновники, представители малого бизнеса и так далее), наличие автомобиля зарубежного производства, возможность приобрести жилье (пусть в ипотеку), возможность инвестирования и накопления.
Флюра Ильдарханова – директор ГУ «Научно-исследовательский центр семьи и демографии», доктор социологических наук:
- Средний класс, по сути, у нас только-только формируется. О нем много говорят, но возможностей для формирования дают пока мало. В отличие от Китая, например. Огромное количество людей хотят открыть свой бизнес, но из-за административных барьеров его не открывают. Особенно дорогу нужно давать молодым, амбициозным, поддерживать их всячески. Рухнула даже стена в Берлине, а бюрократическая стена все не может. Неизвестно, что для этого должно произойти. Государственная помощь, к сожалению, пока только на словах. Малого бизнеса действительно мало, хотя остальное вроде все есть.
Проблема еще в том, что наш менталитет не так сильно развит: очень многие так и хотят оставаться балластом, их это устраивает. И даже целеустремленная молодежь, зная, какие бюрократические проблемы их ждут, пугаются и не хотят браться за бизнес.
Альберт Гизазянов – начальник сектора по прямым продажам ОАО «Сбербанк» в Альметьевске:
- Главный критерий – доход. Это и пенсии, и стипендии, и зарплаты. В Альметьевске представитель среднего класса должен получать минимум 35-40 тысяч рублей. Хотя деньги, конечно, не единственный показатель. Должна быть еще социальная значимость, интеллект.
Раис Гумеров – генеральный директор ОАО «Мелита»:
- В советское время были такие критерии, как классы и прослойки. Классы – это достаточно крупные слои населения, значимые в количественном выражении и общественном значении. А среднего класса мало, поэтому отношу его именно к прослойке, а не классу. По крайней мере, средний класс себя никак не проявляет. Ну, может быть, его зарождение как раз начинается у нас на глазах с общественных митингов, стартовавших в конце прошлого года. По крайней мере, участников митинга воспринимают как социальный фактор, с которым уже можно и нужно считаться.
В среднем по России у нас не более 10-15 процентов представителей среднего класса (более 30 тысяч рублей на члена семьи в месяц), но в Москве, конечно, значительно больше, так как там выше уровень доходов. Себя я отношу к представителям среднего класса.
Роберт Хайруллин - генеральный директор Управляющей компании «АС менеджмент» (инвестиционная группа компаний АSG):
- Никогда не задумывался о точных цифрах. Знаю, что средний класс есть, каждый день наблюдаю, как он растет. Критериев отнесения к среднему классу может быть много. Базовый, конечно, наличие собственности.
В отличие от большинства населения страны, «среднему классу» уже есть, что терять и есть, что приумножать. По составу, это, с одной стороны, жители мегаполиса, получающие достойную оплату труда, которой хватает как на потребление, так и на развитие, как на сохранение заработанного, так и на крупные покупки. С другой стороны, сюда входят и собственники бизнеса, организующие новые рабочие места.
Мы можем судить об увеличении среднего класса по своей сфере – поскольку фактически создаем и поддерживаем базовые условия для развития малого и среднего бизнеса. И потрет сегодняшних арендаторов – совсем не тот, что был в начале 90-х. Это достаточно состоятельные, уверенные в себе молодые люди, которые хотят и умеют отстаивать свои интересы.
Важно отметить, что аренда офисов или складских помещений, как правило, является началом их пути в бизнесе. Эти люди готовы брать на себя бремя ответственности, приобретая ту или иную недвижимость в собственность. Любопытно, что после объявления нашей компании о продажи части бизнес-центров, первыми потенциальными клиентами фактически становятся наши вчерашние арендаторы.
Олег Шабалов - директор компьютерной компании «ВИРТ» (Зеленодольск):
- Не могу сказать, какова численность среднего класса у нас в регионе или тем более в стране - само понятие среднего класса как таковое в России очень размыто. Мы как-то проводили опрос. Так вот, те, кто зарабатывает больше 30 тысяч, к среднему классу себя зачастую не относят, а зарабатывающие тысяч 15-20 - напротив. По опыту общения с коллегами, соседями, просто стоя в очереди в супермаркете, могу сказать, что настоящих представителей среднего класса среди них процентов десять, вряд ли больше. На мой взгляд, в нашем регионе к среднему классу можно отнести людей с доходами от 30 до 100 тысяч рублей на человека.
Критерии, по которым еще можно определить представителей среднего класса, это наличие в собственности недвижимого имущества, а также те приоритеты, которые люди ставят перед собой. Представители среднего класса склонны уделять внимание образованию детей и здоровью. Дорогой автомобиль еще не показатель принадлежности к среднему классу в нашей стране люди склонны покупать авто (и порой очень дорогое) буквально на последние деньги.
Надежда ЗАМАЛИЕВА, Анна КУЗНЕЦОВА, Тимур ЛАТЫПОВ
БИЗНЕС Online
№ --- | 21.01.2012