07.10.2011 Общество
Последняя осень? Или как корреспонденты «МТ» не хотели умирать
В 2011 году количество самоубийств в Татарстане по сравнению с прошлым годом увеличилось 2 раза. Осенью желающих свести счеты с жизнью становится больше. Мы уже разбирали в прошлых номерах «МТ», как и почему это происходит, а теперь задумались, а кто, собственно может остановить молодого человека на этом губительном пути, и решили попробовать себя в роли суицидников.
Опыт № 1.
Служба доверия
Позвонив в первую попавшуюся службу доверия, я наспех придумала историю о болезненном разрыве с молодым человеком. Милый женский голос заботливо поинтересовался, кто я, откуда, чем занимаюсь, что люблю и как смотрю на мир. После непродолжительного путешествия по моему мозгу, психолог вполне отчетливо нарисовала мой социальный портрет – ведь все полчаса, что мы разговаривали, я плакала и сбивчиво рассказывала обо всем, что тревожило меня все эти 19 лет, выливая накопившийся негатив на незнакомого человека. Мы говорили о политике, коррупции, жестоких людях. Мне четко дали понять, что два-три злых человека в жизни – это не показатель того, что все население земли хочет насилия и денег…
Вызвать улыбку у того, кому больше некуда идти, – очень важно. Так что в службу доверия советую звонить, если что: там люди вполне адекватные, и дело до прыгания с крыши не дойдет?
Опыт №2.
Автобус
Иногда бывают такие минуты, когда практически кожей ощущаешь безразличие людей. Плакать в автобусе, стоя незаметно в углу салона, сложно, но можно, если не привлекать к себе много внимания. То здесь, то там ловишь на себе взгляды, даже больше преисполненные раздражения или удивления, чем сочувствия, – в час пик явно не до тебя. Последней каплей стал вопрос женщины, адресованный мне:
- А до остановки Ибрагимова я доеду?
- Доедете, – ответила я и поспешно ретировалась.
Мир на другой остановке принял меня так же жестоко, как и на предыдущей. Мало кому есть дело до того, что ты, возможно, через десять минут пойдешь прыгать с крыши.
Опыт №3.
Центр
В центре города велика опасность нарваться на тех, кому ваше неуравновешенное состояние на руку. За тридцать минут горестных прогулок я заскучала по равнодушным людям, потому что мне попытались втюхать сомнительную косметику, поддельные духи, какие-то книги, пригласить на занятия по йоге и вручить скидку в новый бар (самое то перед смертью, ага?), ну и коронное «А вы верите в Бога?» тоже спросили. Лично я верю в то, что с человеком в таком депрессивном состоянии можно сделать что угодно, так что будьте осторожнее.
Безнадежно сижу под часами в центре, мужественно выдавливая из себя слезы. Хоть бы один подошел! Только парни пытаются подкатить, но до моего вымышленного горя им дела мало. Попадаются люди, которые приостанавливают шаг, но то ли от нерешительности, то ли от равнодушия все-таки проходят мимо…
Опыт № 4.
Метро.
В подземке, в отличие от часа пик наверху, тише. Начинаю громко говорить по телефону: «Алло! Привет! Да, ну откачали, как обычно! Я десять таблеток приняла… Да не помню каких, да ладно тебе, жива же пока…». Стоящая рядом женщина отскакивает от меня, как ошпаренная. За ней другая. Это вот так вот вы, люди, проявляете участие? Вообще, не советую искать помощи в метро, у всех такой депрессивный вид, что неясно, кому помощь нужна. Люди там раздражительны и подавлены – доброго слова не услышите.
Опыт № 5.
На мосту
Демонстративно сверлю взглядом мрачные волны с видом а-ля «я сейчас прыгну». Но тщетно. Когда уж совсем отчаялась, ко мне, зареванной, замерзшей и несчастной, подошла девушка с добрыми глазами. Она тронула меня за плечо и спросила: «Я могу тебе помочь? Не грусти». Я тут же промямлила про соринку, про аллергию – словом понесла весь этот бред, спасающих «сильных» людей от человеческого участия, и уверила, что у меня все в порядке. Но эти добрые глаза и желание помочь незнакомому человеку – оно, конечно, сильно.
Временами найти помощь помогает собственная стенка в контакте – стоит написать грустное сообщение, как на тебя накатывает огромный поток внимания, сочувствия, добрых шуток, смешных видео и бодрых песен. Причем не только от близких людей, но и от тех, с кем ты, вроде, не общаешься тесно, – действительно, друзья познаются в беде.
Но иногда, просматривая сообщения, замечаешь, что кто-то уже давно ни на что не реагирует и глухо молчит…
“МТ”-комментарии
Ольга ЛОМТЕВА, психолог, сотрудник Республиканского Центра социально-психологической помощи населения:
- Сегодня в обществе, перегруженном информацией, уменьшается уровень душевной восприимчивости к тому, что происходит вокруг, искреннее сочувствие становится дефицитом. Люди равнодушны, не желают обременять себя проблемами: их и так много.
Если вы хотите помочь человеку, который попал в тяжелую ситуацию, будьте тактичны и осторожны с его чувствами. Находитесь с ним рядом, чтобы у него была возможность выговориться. Возможно, именно вы сможете помочь найти ему выход из сложившейся ситуации. Если же чувствуете, что ситуация настолько сложна, что вам с ней не справиться, то помогите найти психолога-профессионала.
Телефоны доверия также могут сыграть ключевую роль в процессе выхода из депрессии. Там работают профессионалы, которые имеют точные инструкции по работе.
“МТ”-мнение
В этом мире нет абсолютно счастливых людей. Не потому, что счастья нет, а потому, что оно одномоментно, и мы зачастую не замечаем его. Мы больше зацикливаемся на собственном горе, забывая, что из любой ситуации есть выход. Счастье приходит, когда мы не одни, и уж точно не когда режем вены, глотаем таблетки и прыгаем с крыши. Может, и тебе стоит прекратить грустить и отвергать протянутую руку?