26.09.2011 Культура
Выживет ли татарстанская анимация, когда балом правит Дисней?
«МТ» уже писала, что студия «Татармультфильм» победила в двух номинациях недавнего фестиваля анимации «Kazanima». О том, как далась эта победа, мы расспросили самих казанских мультипликаторов.
Если вы думаете, что несложные с виду рисунки создаются в редакторе графических изображений «Photoshop» за несколько часов, – глубоко ошибаетесь. Вот, например, каждый фоновый рисунок для мультфильма-победителя «Ак Барс» занимал от 1 до 3 дней.
«Вон этому волку голову поменьше сделай, должен быть сказочный персонаж», – передают художнику советы Леонида Шварцмана. «Пишет левой, подписывается правой», – показывают мне воодушевляющее послание 91-летнего известного мультипликатора…
«Семь жемчужин» – полнометражный мультфильм о необыкновенных приключениях татарского юноши, который существует пока только на бумаге, – просматривается именно этим автором. В его послужном списке – «Чебурашка», «Крокодил Гена», «38 попугаев», «Варежки», «Котенок по имени Гав», «Обезьянки» и другие работы, без которых нельзя представить детство нескольких поколений жителей нашей страны.
Студия существует только с 2009 года и активно сотрудничает с московскими коллегами. Интересуюсь, не хотели ли авторы выйти на молодежную аудиторию.
– Мультфильм «Ак Барс» – уже молодежная аудитория, он создан для зрителя-патриота Татарстана. Но наша основная цель – научить детей республики трем языкам, прежде всего татарскому, и истории родного края. Студия работает над инновационным учебно-методическом комплектом – учебником татарского языка для 1 класса с мультимедийным диском, – рассказывает директор студии Азат ГАНИЕВ.
Художник щелкает кнопкой, и на экранной полянке собираются забавные лесные зверушки, с которыми первоклашки будут постигать азы второго государственного языка.
По словам Азата Ганиева, сжатые сроки работы мешают творческому процессу. Качественный мультфильм делается 2 года, а на «Ак Барс» потратили всего 6 месяцев.
– Мы пытаемся находить компромисс между сроком работы и творчеством, – поясняет директор студии. Музыку для мультфильмов пишут Резеда Ахиярова и ее ученики из Казанской консерватории.
– Мультипликация – недешевый продукт, поэтому нам нужна поддержка, – пояснил мне по поводу экономической составляющей творчества Азат Ганиев. – Когда в нашей команде будет в 2 раза больше людей, соответственно, увеличится скорость. Нас поддерживает Министерство культуры, Правительство Республики. По нашим тукаевским мультикам вышла книга, которую получил каждый первоклассник в этом году. Пару лет назад татарстанской анимации еще не было, сейчас она есть – доказательство этому наши 25 мультфильмов.
Как..проявляется характер
О том, как вербуются самые трудолюбивые художники Казани, рассказал режиссер студии Сергей КИАТРОВ.
– Наши молодые художники проходят своеобразный курс молодого бойца, не все с ним справляются, кто-то сам сдается, кого-то мы не берем. У нас есть программа. Сначала просто смотрим, как человек рисует, потому что иногда отказываем из-за недостаточного уровня: слабые линии, необъемные персонажи. Затем нужно нарисовать ведущий персонаж в восьми картинках. Можем еще спросить мотание головой – оно делается в два этапа: сначала схематично, потом готовый персонаж. Кому-то дается очень легко: 2 часа и работа готова. Кто-то переделывает и переделывает по 3 дня – тут и проявляется характер: либо человек мультипликатор, то есть может дни напролет рисовать, либо даст слабину.
Это вам не карикатуры писать
В студию периодически обращаются карикатуристы с соб-ственными идеями, просят проконсультировать.
– Я объясняю им технологию и даю задание. Но у них другая проблема: одна картинка – это заработанные деньги и уже шедевр, по их мнению, а в нашем случае надо было нарисовать 100 картинок, чтобы получилось некое движение, – объясняет Сергей. – Через 3 дня случился телефонный разговор: «Мы нашли это неинтересным и долгим». Даже такие матерые специалисты не выдерживают.
Сделать движущийся персонаж – значит, одушевить его. И когда люди приходят и начинают рисовать, все удивляются, как у них появляются образы.
– Я сам, когда в 1995 году нарисовал шагающий персонаж, чуть не прослезился, – говорит режиссер. – Это было удивительно, что у меня получился мультфильм с идущим человечком.
Работали «на коленке»
Вспоминая ту эпоху, Сергей Киатров диву дается, откуда у них было столько усидчивости.
– У меня были работы на заре казанского телевидения: смотрю и думаю, как мы были молоды, дерзки, амбициозны. Я вспоминаю технологии, которые мы использовали, – сейчас так никто уже не будет делать. На компьютер минутный ролик загружали 3 часа – это был такой магнитофон, который скидывал по кадрам видео. Не было пишущих CD-ROMов, мы скидывали на чудо-магнитофон.
В 1990-х в Казани за весь период было сделано только два мультфильма, причем их рисовали в «Союзмультфильме» на деньги Татарстана. Попытки создать в республике студию анимации предпринимались, но все ограничилось рекламой, не получались даже некоммерческие проекты. Из постоянно работающих сегодня можно назвать только «Татармультфильм».
– Кто-то, в основном студенты, что-то снимает, но после одной работы сдувается, – сетует режиссер. – На голой инициативе нельзя уехать, поэтому многие интересные проекты закрывались после первого ролика.
В Татарстане будут «Симпсоны»?
Как признался Сергей, при работе они ориентируются не только на именитые голливуд-ские студии.
– «Pixar» – трехмерное изображение – совсем не наш продукт. «Disney» сейчас тоже уже мало рисует. Я даже не ориентируюсь на их уровень – чтобы рисовать так качественно и так много, нужно быть академиком, это целая наука. Нужно, как пылесосом, собрать лучших из лучших. Реально ли достичь такого? Безусловно, к этому нужно стремиться, но если по-честному, надо начать в гараже и через 100 лет выйти на такой уровень. А вот мультфильм качества «Симпсонов» мы уже потянем.
Родом из ВМФ
Сам казанский режиссер и его двое коллег Федор с Денисом служили на флоте. Московские мультипликаторы Алдашев и Герасимов – тоже армейские моряки.
– Получается, что ВМФ – кузница кадров, – смеется мой собеседник. – В армии я рисовал дембелям в альбомах, и меня спрашивали, не надоело ли. А я не устаю, это как дышать. Человек должен уметь любить рисовать. Это как певцы: есть, кто умеет петь, есть, кто любит петь. Тот, кто умеет, часто не поет. Заканчивая художественную школу, многие с удовольствием потом больше никогда не рисуют. А, например, врачи скорой помощи рисуют картины…
“МТ”-комментарии
Анна БЕЛОБРОВА, PR-директор фестиваля «Kazanima»:
– Когда мы формировали общую концепцию студии, мы сказали себе, что никогда в наших мультфильмах не будет культа власти, денег, агрессии, все будет исключительно упираться в духовно-нравственные ценности.
С будущего года нам обещало свою помощь Министерство культуры РТ. Мы уже составили список мультипликаторов, которые будут к нам приезжать: Алдашин, Меринов, Телегин, Демин, представители студии «Пилот» и другие – всего 10 человек, каждую неделю новый преподаватель на 20 циклов. Все будет происходить с конкретным «разбором полетов», а разбирать есть что. После года таких занятий наша студия не будет уступать «Пилоту».
В планах – создание мультипликационной энциклопедии. Дети зачастую не знают историю, архитектурные памятники. Все развитые страны мира знакомят подрастающее поколение с таким объемом информации через мультфильмы, они учат правильному. Ребенок, смотревший шварцмановскую «Варежку», никогда не обидит животное – очень мощный нравственный посыл. Покойный папа Иоанн II сказал: «Смотрите советские мультики, и ваши дети вырастут добрыми».
Проектов много, сценариев – бери, не хочу. Мы хотим воплотить в мультипликации татарское литературное наследие. Скоро начнем делать 13 мультфильмов по мотивам татарских сказок – аналог Тукаевской серии.
Азат ГАНИЕВ, директор «Татармультфильма»:
– Мультипликаторы как-то встречались с председателем Правительства России Владимиром Путиным и озвучили идею создания анимационного центра в Москве, чтобы там работали аниматоры: было производство и обучение. В Китае таких анимационных центров уже 30, а у нас – ни одного. По производству мы сильно отстаем – выпускаем в год 1 процент от 3000 часов анимации, что производится в Поднебесной. Даже тех же «Симпсонов» сейчас рисуют там. Мы загорелись идеей создания такого центра и в Казани.
В плане же творчества поставили себе задачу придумать и «раскрутить» своего, татарстанского супергероя – в ответ на всяких там Спайдерменов и Бэтманов. У нас есть разработка – супергерой-автоинспектор. Днем он обычный сотрудник ДПС, а ночью помогает людям. Ну а первой попыткой такого образа можно считать наш мультфильм «Кисекбаш», занявший 1 место на международном фестивале анимации «Харьковская сирень».