поиск новостей
  • 13.02 Онегин. Спектакль. КРК Пирамида 19:00
  • 06.03 Корсар. ТАГТОиБ им. М.Джалиля 18:00
  • 17.03 Юнона и Авось. Рок-опера. КРК Пирамида 19:00
  • 26.03 Евгений Онегин. ТАГТОиБ им. М.Джалиля 18:00
  • 30.03 Ни дать, ни зять! КСК "Уникс" 18:00
  • 06.04 Комедия "Невеста напрокат". Филармония им. Г.Тукая 18:00
Дни рождения
  • 11 Февраля Йозеф Страка
  • 11 Февраля Ленар Сафин
  • 12 Февраля Рафаэль Хакимов
  • 14 Февраля Сесар Навас
  • 15 Февраля Ильгам Шакиров
  • 16 Февраля Алексей Морозов
  • 17 Февраля Айрат Фаррахов
  • 18 Февраля Бибрас Натхо
  • 18 Февраля Константин Глазачев
  • 23 Февраля Тимур Нагуманов
  • Сдается однокомнатная квартира в Ново-Савиновском р-не напротив Парк Хауса на длительный срок. 89196274379
  • На длительный срок сдается 2х комнатная квартира в Авиастроительном районе, метро рядом. Хороший ремонт. 89046753690
  • Молодой человек снимет от собственника 1-2 комнатную квартиру в Ново-Савиновском районе или ЖК Арт-Сити или в ЖК в районе ДРКБ. Порядок и тишину гарантируем. 89272497983
  • Сдается 2-х комнатная квартира в ЖК "Салават купере". Рассматриваем только порядочных семей с детьми! Без животных, без проблем с оплатой. 89509488227 Собственник!! Риелторы не беспокоить!!
  • Требуется уборщица в гимназию №52 (Гарифьянова, 7) Телефон для связи: +7 917 900-40-54
  • Куплю 1комн.квартиру в Казани. Бюджет-6млн. Тел89178808466
  • Переводчик с русского на татарский. Опыт 25 лет. Тел. 89033446774. Смс.
  • Требуется исполнительный, ответственный водитель с категорией "В" на автомобиль "Газель" для развоза хлебобулочной продукции по торговым обьектам. Высокая заработная плата от 100 000 рублей в месяц. Выплаты производятся 2 раза в месяц. Казань .Автомобиль предоставляется. График работы 6/1. Обращаться по телефону 89047631161 Альберт Зайтунович.
  • Мусульманской семье сдается однокомнатная квартира в Советском районе 89172930043
  • В Пестречинском районе (деревня Татарское Ходяшево) продается беременная тёлка, черно-белый окрас, отёл в марте. 89520443330
Пресс-инфо
Татпресса.ру
Вести-Татарстан
Татар-информ
TatCenter.ru
Челнинские известия
Коммерсантъ
Казанские ведомости
Реальное время
Казанский репортер
 
08.06.2018 Культура

Нурбек Батулла: В танце человек становится свободным

В спектакле «Алиф» Нурбек Батулла один на один со зрителями. Языком танца он рассказывает о драматическом переходе татарского алфавита с арабицы на латиницу. За эту роль актер был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Мы рады, что Нурбек побывал на дружеском чаепитии в редакции «Казанских ведомостей».

Нурбек Батулла - выпускник Казанского хореографического училища, три сезона отработал в балетной труппе Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля. В 2010 году уехал в Санкт-Петербург, учился на балетмейстера в консерватории им. Римского-Корсакова и на актера театра и кино в Санкт-Петербургской академии театрального искусства (курс Ларисы Грачевой). Главный балетмейстер Казанского татарского государственного театра юного зрителя им. Г.Кариева. Женат, есть сын.
 
Идея станцевать буквы
 
- Нурбек, поздравляем с высокой наградой. Ожидали, что станете обладателем «Золотой маски»?
 
 
- Нет. На церемонии вручения «Маски» в женской номинации приз получила классическая балерина. Мы решили, что жюри отдает предпочтение академическому танцу, а не современному, и расслабились. И вдруг называют мое имя... Это была полная неожиданность. Я вышел на сцену, хотел поблагодарить всех на татарском и русском языках, но от волнения сказал только на татарском.
 
- Победа на таком престижном фестивале сыграла роль в продвижении «Алифа» в России и за рубежом?
 
- В Татарстане интерес к спектаклю появился, в России и за рубежом - пока нет. Мы отправляли заявки на участие в нескольких международных театральных фестивалях, но без успеха. Было приглашение из Азербайджана на фестиваль, который состоялся в мае. Мы представили там «Алиф» благодаря тому, что министерство культуры выделило нам деньги на дорогу. Возможно, в августе поедем на фестиваль в Питер.
 
- Как пришла идея станцевать буквы?
- Это идея главного режиссера ТЮЗа Туфана Имамутдинова. Сначала он предложил взять за основу спектакля арабскую графику. Мы стали изучать персидскую культуру, читали стихи персидских поэтов, смотрели иранское кино. Я понял, что персидская вязь ближе татарской культуре, чем арабская. Там есть добавочные буквы, которых нет в арабском алфавите. Месяца два бились над стихами персидских поэтов, думали, как пластически и музыкально выразить их суть. Потом Туфана озарила светлая идея: «Подожди, а почему мы зациклились на персидской поэзии? Ведь наш Тукай тоже писал стихи вязью!» Видимо, надо было сначала хорошо помучиться, чтобы вот так, издалека, прийти к близкому, родному Тукаю.
 
«До семи лет говорил только на татарском»
 
- «Алиф» появился в период жарких дискуссий о вопросах преподавания и изучения национальных языков…
- Мы не ставили такой задачи - популяризировать татарский язык. Сохранение языка - это большая проблема. С ней сталкиваются во всех странах мира. И одним решением сверху решить ее невозможно. Здесь каждому человеку надо начинать с себя. Это серьезная работа над собой. Поэтому в спектакле мы сознательно сужаем эту мировую проблему до рамок одного человека.
 
- Вы сами сталкивались с языковой проблемой?
 
- До семи лет я говорил только на татарском, и все было нормально. Но потом начались сложности. Я учился в лицее №3, там основные предметы преподавались на русском языке. Сначала мне по русскому ставили двойки, но постепенно выучил язык. А еще в нашем лицее была фишка - в первом классе преподавали арабский язык. Нас учили писать арабской вязью. Мне это очень нравилось, думаю, у меня с тех пор появился интерес к восточной культуре, языку.
 
- Ваш папа Рабит Батулла - известный татарский общественный деятель, писатель, драматург, публицист, переводчик комментариев к Корану. Как он отнесся к тому, что сын стал танцовщиком?
 
- Папа и мама очень аккуратно направляли меня и брата по жизни. Танец возник не случайно. Я - театральный ребенок, часто бывал за кулисами театра, что-то танцевал. Когда учился в пятом или шестом классе, у нас с папой состоялся серьезный разговор. Он говорил со мной как со взрослым, ответственным человеком: «Тебе уже надо определяться с будущей профессией. Предложу два варианта. Один - попробовать поступить в татаро-турецкий лицей, второй - хореографическое училище». Я выбрал хореографию. И поступил, хотя у меня совсем не идеальные данные для классического танцовщика.
 
Мой младший брат Байбулат тоже учился в хореографическом, но на факультете народно-сценического танца. Потом он закончил режиссерский факультет Московской школы кино, сейчас снимает фильмы.
 
Страх - оправдание нашей лени
 
- Что для вас балет?
 
- Как ни странно, по-настоящему я начал понимать балет, когда ушел из него. Это на самом деле так. Когда ты внутри балета - это одно ощущение, а когда наблюдаешь со стороны - абсолютно другое. Как говорили наши преподаватели в Питере: «Мы не знаем, какие из вас получатся танцовщики, актеры, режиссеры, но то, что вы будете хорошими зрителями, это точно».
 
- Вы были перспективным классическим танцовщиком и вдруг ушли из балета, чтобы получить актерское образование…
 
- Это был вызов. У балетных артистов есть внутренняя установка - надо каждый день стоять у станка, работать, работать и работать. В них живет страх потерять форму и вылететь из обоймы востребованных танцовщиков. Когда я решился уйти из балета, конечно, были страхи, тревоги, волнения: правильно ли делаю? надо ли бросать то, чем успешно занимался 11 лет? ради чего так резко менять жизнь? Но оказалось, что это все пошло на пользу. Я понял, страх перемен - это иллюзия, заблуждение. Страх - оправдание нашей лени и нежелания что-то менять в своей жизни. Страх сдерживает развитие. На самом деле не надо бояться пробовать что-то новое. Да, будет страшно. Но надо идти и просто делать.
 
- Вы участвовали в телевизионном шоу «Танцы». Это тоже был вызов самому себе?
- Это большая школа. Мне было интересно поработать с разными хореографами в разных танцевальных стилях. Многому научился и у других участников проекта. Смотришь, парень такие чудеса творит, а оказывается, он занимается всего два года брейк-дансом в каком-то сельском клубе. А у тебя с твоим классическим хореографическим образованием так не получается.
 
- Значит, это заблуждение, что балетный артист может легко освоить другие стили танца?
- Да, академическая школа, наоборот, часто мешает раскрываться. Когда начал учиться на балетмейстера, видел, что у ребят, пришедших в хореографию из актерской профессии, эстрадного танца, все получалось проще, легче, свободнее. А мой балетный опыт меня сдерживал. Я искренне не понимал, почему так происходит. Я работал, как привык, как учили в хореографическом училище: постоянно у зеркала, контролируешь положение корпуса, рук, ног… А тут тебе говорят: «В зеркало не смотреть!» И это тоже оказалось непривычно и страшно: а вдруг некрасиво выгляжу? вдруг не так тяну ногу, руку?
 
В балете важны природные данные: рост, комплекция, ноги, руки, шея, выверт стопы. Поэтому балетные артисты постоянно тренируются, ограничивают себя во всем, чтобы соответствовать жестким профессиональным стандартам.
 
А в современном танце - там все по-другому. Там важны не физические данные, не техническая отточенность движений, а внутреннее ощущение танцовщика, то, что он хочет этим движением выразить. В танце главное - естественность: что естественно, то красиво.
 
«Я - не второй Нуриев!»
 
- В Санкт-Петербурге у вас был моноспектакль My Nuriev. Вы сыграли Нуриева и в художественном фильме «Рудольф Нуриев. Рудик». Как складывались отношения с непростым образом гениального танцовщика?
 
- Нуриев - очень важная для меня тема. Мне всегда говорили: «О, второй Нуриев!» Это был уже определенный штамп. А мне хотелось быть самим собой. Я стремился оторваться от кумира. Это было сложно, больно. Сейчас я повзрослел, и наши «отношения» с Рудольфом Нуриевым стали более спокойные, более профессиональные. Могу сказать, что он мне здорово помогает. Нуриев привнес в академический, немного холодный, отстраненный балет актерскую игру, страсть. Мне близко такое отношение к танцу.
 
- Есть увлечения, помимо хореографии?
 
- Пока на примитивном уровне осваиваю йогу. Начал заниматься национальной борьбой куреш. Тренируюсь для себя, а не для соревнований.
 
- Интересно, почему именно куреш?
 
- Куреш - настоящее, подлинное явление татарской культуры. Доказательств тому нет, но многие специалисты считают, что это один из самых древних видов борьбы. Там всего пять приемов, очень ограниченный инструментарий. Мне повезло, у меня замечательный тренер - мастер спорта международного класса Вакиф Тимершович Давлетшин. Он знакомит меня с философией поединка на поясах, учит тонкостям и хитростям этой борьбы.
 
- Нурбек, о чем мечтаете?
 
- В работе над «Алифом» у нас сложилась крепкая команда: режиссер Туфан Имамутдинов, хореограф Марсель Нуриев, композитор Эльмир Низамов. Мы сделали еще один спектакль - «Шамаиль». Есть дальнейшие планы. Но хочется, чтобы у нас была своя репетиционная база, где мы могли бы работать. Хотелось бы больше ездить на мастер-классы, тренинги европейских и российских хореографов. Хочу проводить свои мастер-классы и для профессиональных танцовщиков, и для людей разного возраста без танцевальной подготовки. В танце человек становится свободным, естественным. Танец помогает совсем по-другому ощущать свое тело, и оно становится не обузой, а надежным союзником.
 
 

Ольга ИВАНЫЧЕВА; Фото: Фарит МУРАТОВ
Казанские ведомости
№ --- | 08.06.2018
Казанские ведомости печать

▲ Наверх
Бренд-инфо
Книжные новинки
Энциклопедии
Камаловский театр
Татарская госфилармония
Фестиваль им. Рашита Вагапова
Шаян ТВ
Татаркино
Комиссия по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков народов, проживающих в РТ
Театр Тинчурина
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ
Архив