07.06.2011 Общество
Бюджетные автолюбители
В Екатеринбурге совершается такое посягательство на власть, какого в этих краях не видали, считай, со времен расстрела царской семьи. Прокуратура Свердловской области намерена оставить местного губернатора Александра Мишанина без нового Mercedes-Benz S500, а уплаченные за него 7,7 млн рублей вернуть в бюджет. Причина - нарушения при подготовке аукциона, отсекшие от участия в нем всех посторонних (в интернет-объявлении об аукционе госзаказчик набрал букву "М" в слове Mercedes кириллицей, и увидеть объявление мог лишь посвященный в эту "ошибку"), из-за чего цена оказалась завышенной.
Да и само решение о покупке такого "мерина" для губернаторской автоконюшни было принято, по мнению облпрокуратуры, "в отсутствие нуждаемости в подобном транспортном средстве". Странная какая-то у них там, на Урале, прокуратура: а в чем транспортировать главу региона - в грузовике "Урал"?!
Опять же, о поддержке предпринимательства не подумали: кто, кроме распорядителей бюджетных денег, с ходу выложит автосалону 8 миллионов!.. Вот в Татарстане паре-тройке автодилеров удалось-таки подняться на дорогих иномарках "для гос- и муниципальных нужд". И в "марочных" пристрастиях высшее чиновничество в Татарстане не оригинально: предпочитают "Мерседес", "БМВ" и "Порше"...
Но у нас такие скандалы невозможны. Во-первых, и наши прокурорские чины ездят не на вазовских "семерках"... А во-вторых, на "семерках" как раз ездят президент Татарстана и многие члены Кабмина РТ. Их служебные BMW седьмой серии на 8 миллионов каждая ну никак не тянут, на пять с хвостиком - это максимум... А значит, явная экономия средств татарстанского бюджета налицо! Прокуратуре и налогоплательщикам остается лишь гордиться рачительностью наших властей.
А муниципальные власти и вовсе экономят напропалую. К примеру, такой светоч парламентаризма мирового масштаба, как Буинский райсовет, довольствуется Mercedes-Benz GL 450 4MATIC за какие-то паршивые 2,1 миллиона (стыдно сказать, рублей). А в передовом с точки зрения экономического развития регионе мира - Нурлатском районе - для главы исполкома купили всего-навсего Toyota Land Cruiser за 2,9 млн рублей... Дальше перечислять районы не будем: везде одна и та же картина жесточайшей бюджетной экономии. Экономия, конечно, вещь похвальная... Но не забыли ли, увлекшись ею, о престиже власти? Ведь будет ли средний пенсионер провожать проезжающих мимо отцов города и района уважительным взглядом, если их служебные автомобили всего-то в 30 раз дороже его годового дохода?
Правда, информированные недоброжелатели (кстати, загадка: почему у нас чем информированнее гражданин о деятельности властей, тем менее он к ним доброжелателен?) отмечают, что за особо чиновными у нас закреплено не одно авто бизнес-класса, а несколько. Например, на днях в объектив камеры нашего фоторепортера попали на площади Свободы три BMW X7, закрепленные за премьером Ильдаром Халиковым, вице-премьером Шамилем Гафаровым и министром культуры Айратом Сибагатуллиным, "Мерседес" Казанской мэрии и Porsche Cayenne главы Агентства РТ по массовой коммуникации "Татмедиа" Марата Муратова... Но еще зимой, утверждают те самые недоброжелатели, начальник большинства татарстанских СМИ г-н Муратов передвигался на "Мерседесе" ценой около 12 миллионов.
Скандалы в связи с автомобильными пристрастиями властей в России становятся привычными. В Ханты-Мансийском округе прокуратура тоже потребовала, чтобы региональное правительство избавилось от двух только что купленных за 8,7 млн рублей "Лексусов". Но только опыт подсказывает, что вряд ли вне бюджета найдутся покупатели, готовые столь же легко выложить такие деньги.
Вот Никита Белых, став в конце 2008 г. губернатором Кировской области, распорядился продать перламутрово-белый Lexus LX 570, только что приобретенный для его отправленного в отставку предшественника: не к лицу, мол, властям быть в перламутрово-белом, когда народ сами знаете в чем... А шокированную общественность г-н Белых успокоил сообщением, что без средства передвижения не остался: ездит на авто классом пониже - Toyota Land Cruiser Prado, зато собственном. Ну либерал, что с него возьмешь... Он и губернаторскую зарплату перечисляет полностью в фонд, откуда финансируются областные социальные и благотворительные программы. Так вот, а тот новый и без пробега "Лексус", на который из бюджета ушло 4,3 млн рублей, удалось продать лишь с третьей попытки и лишь за 3,1 миллиона.
А покупатель нашелся лишь... ну где же еще, конечно, в Казани! Правда, он оказался частным лицом. Власти у нас "Лексусы" тоже очень уважают, но авто с такой историей не стали бы покупать ни за какие деньги. Даже если бы продавец сам за него приплатил. Ведь в такой едва сядешь - сразу вспомнишь, с какой скоростью можно вылететь из начальственного кресла.
Есть мнение, что ограничить стремление любых властей к автомобильному совершенству, в принципе, ничуть не сложно. Установить норму, что "бюджетный" автомобиль должен быть бюджетным: не дороже, скажем, 1 млн рублей - и все... Это, понятно, утопия. Да одно лишь "транспортное обслуживание" одного татарстанского депутата Госдумы РФ татарстанским налогоплательщикам обходится в 1,8 млн рублей в год! А их, дорогих наших людей, у нас 14...
Фото Александра ГЕРАСИМОВА