22.12.2010 Общество
Правило китайского буравчика. Когда один закон за все в ответе
Закон так плох или все дело в порочной практике правоприменения? Этот вопрос стал узловым на вчерашнем "круглом столе" в Общественной палате РТ, где обсуждались предложения по структуре и содержанию новой редакции Федерального Закона №94-ФЗ, известного в народе как закон о госзаказе.
Федеральный Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" №94-ФЗ, принятый в июле 2005 года, вызывает претензии со всех сторон. Стало общим местом винить документ в несовершенстве организации и размещения госзаказа, коррупциогенности, разбазаривании бюджетных средств. Недавно Президент России Дмитрий Медведев оценил размеры воровства в системе госзакупок в 1 триллион рублей в год, и это стало поводом для инициации разработки новой редакции документа.
В Общественной палате Татарстана решили выработать консолидированное мнение участников рынка и органов госвласти по совершенствованию системы госзаказа, а затем донести свои предложения до федерального центра. Вчера с этой целью на "круглом столе" собрались руководители промышленных предприятий республики, представители общественных объединений, чиновники.
По словам члена Общественной палаты РТ, руководителя рабочей группы по экономической политике РТ Мунира Гафиятуллина, "федеральный закон несовершенен, надо улучшить его, чтобы он устраивал и производителей, и потребителей".
Производители начали с перечисления изъянов существующего документа. Так, по мнению генерального директора ЗАО "Микрон-Холдинг" Владимира Сидоренкова, 94-й закон неэффективен, он был разработан с "узких ведомственных" позиций и не соответствует целям и задачам развития страны. В итоге - "массовый контрафакт" и многомиллиардные злоупотребления.
Слабым местом закона Владимир Сидоренков считает поставленный во главу угла критерий минимальной цены, когда качеству не уделяется должного внимания.
Выступающий сослался на обычную ситуацию - тендеры выигрывают фирмы-однодневки или фирмы, не имеющие опыта работы.
А еще Владимир Сидоренков уверен, что закон должен способствовать тому, чтобы "деньги оставались в стране", то есть создавать благоприятный режим для отечественного производителя. С этой целью в законе должен быть прописан механизм проведения тендеров, при котором иностранцев допускали бы к участию только на втором этапе, если условия тендера не выполнены в течение одного месяца.
Серьезным недостатком действующего закона Владимир Сидоренков назвал отсутствие контроля за исполнением контракта.
Директор предприятия обратился к близкой ему ситуации на рынке инструментов медицинского назначения. Продемонстрировав участникам "круглого стола" коробочку со стоматологическими наконечниками, которые выпускает "Микрон-Холдинг", Владимир Сидоренков сообщил, что половина предлагаемого сегодня на рынке аналогичного товара - низкосортный "левак" с Украины. Призвав в свидетели сидящего напротив Нура Шакирова, генерального директора ОАО "КМИЗ" - производителя аналогичной продукции, Владимир Сидоренков подчеркнул, что жалобы в прокуратуру и милицию по этому поводу не дают результатов. "Поддельные наконечники "гуляют" по больницам", - подтвердил Нур Шакиров, в сердцах назвав 94-й закон "антинародным".
"Если появился фальсификат, это не значит, что его закупили по госзаказу, - заметил директор ГУП "Агентство по государственному заказу" Яков Геллер. - Чтобы преградить путь китайскому буру, не надо менять 94-й закон. Вы не в те двери ломитесь".
Выслушав мнения собравшихся, Яков Геллер фактически обвинил выступавших в недостаточной компетентности. "Ваши предложения, кроме двух, нарушают Бюджетный кодекс и отменяют пять принципов конкуренции", - констатировал он.
Впрочем, никто особенно на доскональное владение материалом и не претендовал. Как признался президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ Хайдар Халиуллин, "я не знаком с 94-м законом всерьез, но многие предприниматели жалуются на него…". А Владимир Сидоренков считает, что надо сформировать оптимальную структуру федерального закона, потому что в нынешнем виде это "114 страниц плохочитаемого текста", кроме того, закон должен быть "прямого действия, без бесконечных ссылок на другие нормативные документы".
Забавно, но выяснилось, что федеральные власти сами не очень последовательны в соблюдении принципов свободной конкуренции, заложенных в соответствующий "антимонопольный" Федеральный Закон №135-ФЗ. Как сообщил участникам "круглого стола" представитель Министерства экономики РТ, благоприятствование отечественным поставщикам при допуске к тендеру прописано в приказе Минэкономразвития РФ.
В порядке ликбеза Яков Геллер объяснил участникам "круглого стола", что 94-й закон - "это закон о размещении, а неисполнение контракта в срок, исполнение ненадлежащего качества - это Уголовный кодекс", так что "не надо требовать от одного документа, чтобы он "закрыл" всю гражданскую жизнь".
Яков Геллер попросил собравшихся "не демонизировать" закон о госзакупках и попытался объяснить, что дело не в документе, а в практике его применения. "Если закон изменят, коррупция не исчезнет", - уверен он.
По словам директора Агентства по госзаказу РТ, "этот закон принес республике 1,338 млрд. рублей экономии бюджетных средств". Яков Геллер призвал Общественную палату РТ посмотреть на проблему с организацией госзакупок под другим углом зрения. "Мы на 40 млрд. рублей заключили контрактов, причем на 84% от этой суммы контракты заключены без конкуренции, с монополистами либо по итогам несостоявшихся торгов", - сообщил он. В то же время опрошенные представители малого бизнеса зачастую жалуются на происки заказчиков, а многие отвечают, что ничего не знают об объявленных торгах. "Общественную палату должно волновать, что у предпринимателей низкая квалификация", - Яков Геллер вернул проблему "на круги своя".
Но всеобщая ликвидация неграмотности в сфере госзакупок пока отступила в светлые дали, а участники "круглого стола" тем временем все же приняли ряд предложений, которые поступят в аппарат Президента РФ, Премьер-министра РФ и другие высокие инстанции.