07.10.2014 Образование
Лучший учитель России: «Теория Дарвина по-прежнему актуальна» (ФОТО)
Главный приз Всероссийского конкурса «Учитель года» - большой «Хрустальный пеликан» прилетел сегодня в Татарстан. Почетный трофей завоевала накануне преподаватель биологии Нурлатской средней школы №1 Алла Головенькина. «Вечерняя Казань» взяла блиц-интервью у победительницы за несколько минут до взлета самолета «Москва-Казань».
1-летняя Алла Головенькина стала первым учителем из Татарстана, кому удалось не только пробиться в финал престижного конкурса, но и взять главный приз. Возможно, потому, что она живет под девизом: «Если тебе понадобится рука помощи - знай, она у тебя есть, это твоя собственная рука!»...
- Алла Николаевна, тяжелый, наверное, «пеликан»? - поинтересовались мы у хрупкой красавицы.
- Очень! Думаю, не меньше 5 килограммов весит.
- А материальная составляющая у премии есть?
- Кроме статуэтки я получила подарки от спонсоров конкурса.
- Какой из них самый ценный? Шуба?
- Нет, iPad последней модели.
- Несмотря на то, что большинство российских учителей - женщины, за 25-летнюю историю конкурса «Учитель года» в нем гораздо чаще побеждали мужчины. Выходит, они лучшие учителя?
- Уверена, что успех в профессии не зависит от пола, равно, как и от возраста. Главное - любить свое дело и детей, а также постоянно развиваться. У меня много коллег- учителей в возрасте, с которыми детям гораздо интереснее, чем с молодыми. Потому что они идут в ногу со временем.
- Недавно мэр Казани Ильсур Метшин удивился, что в школах по-прежнему преподают теорию Дарвина. Как выяснилось, ему гораздо ближе божественная теория происхождения человека. Вы как биолог считаете теорию Дарвина актуальной?
- Считаю. И актуальной, и обоснованной. Чарльз Дарвин ведь не утверждал, что человек произошел от обезьяны, он утверждал, что человек и обезьяна - это дальние родственники, которые произошли от одного предка. Предок один, но ветви разные. А вообще я знакомлю детей на уроках с несколькими теориями происхождения жизни - в том числе и из Космоса. А какую из них выбрать, они решают сами.
- За те 14 лет, что вы работаете в школе, дети как-то изменились?
- Нынешние дети гипердинамичны в плане жажды знаний. Они прекрасно владеют информационными технологиями, постоянно ищут что-то новое, они понимают, что только знания помогут им реализоваться в жизни.
- Но многие видят в компьютерах зло - якобы из-за них дети разучились общаться, перестали двигаться.
- Ребенок делает то, что ему интересно. Задача учителей и родителей - обратить Интернет в пользу ребенку, отвлечь от компьютерных игр и виртуального общения в соцсетях. И поверьте, это реально! Что касается движения, то у нас в школе недавно открылась новая спортплощадка и она никогда не пустует, ребята с удовольствием занимаются. Потому что здесь тоже все зависит от организатора - он должен увлечь детей спортом, вселить в них соревновательный дух, и все получится - ведь дети по природе любят движение.
- По правилам победитель конкурса «Учитель года» на год становится советником министра образования России. Что посоветуете в первую очередь?
- Продолжать бороться со списыванием на ЕГЭ с помощью видеонаблюдения. Несколько лет назад, когда мы, учителя, говорили выпускникам, что на экзамене списать не удастся, они над нами посмеивались, потому что лазейки были... А в этом году, когда везде работали видеокамеры, дети убедились, что рассчитывать можно только на себя. И это здорово! А учителям нужно снизить уровень бумажной отчетности, это очень отвлекает от работы. Хорошо бы перевести отчеты хотя бы в электронную форму.