29.11.2010 Авто
Авторынок Татарстана: 20 тыс. «Лад» и один Aston Martin
Народ, похоже, поверил в конец кризиса: уже к началу октября в Татарстане было продано автомобилей больше, чем за весь 2009 год. Причем, иномарки составили почти половину проданных в Татарстане с начала года машин. О том, что произошло по итогам 9 месяцев на автомобильном рынке Татарстана и как оценивают ситуацию эксперты – читайте в сегодняшнем материале, подготовленном аналитическим центром «БИЗНЕС Online».
ВОССТАНОВЛЕНИЕ С УСКОРЕНИЕМ
В начале прогнозы. По данным аналитического агентства «Автостат» к концу 2010 году на российском рынке будет продано 1,76 млн. легковых автомобилей, что на 28% больше аналогичного показателя прошлого периода. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) дает по объемам автомобильного рынка примерно такие же прогнозы. 1,8 млн. машин – вот тот уровень, которого может достичь авторынок к концу 2010 года.
Автомобильный рынок Татарстана также восстанавливается с заметным ускорением после некоторого замедления во втором квартале.
Итак, за 9 месяцев 2010 года в Татарстане было зарегистрировано 121 тыс. легковых автомобилей. Для сравнения: за весь прошлый год в РТ владельцы зарегистрировали 126 тысяч автомобилей. А ведь впереди еще последний, четвертый квартал! И нет сомнений, что итоги 2009 года будут значительно превышены – если, конечно, не произойдет каких-либо неожиданных сюрпризов со знаком «минус» в мировой экономике.
ДЕСЯТКА ЛИДЕРОВ-2010
Наибольший интерес представляют автомобили 2010 года выпуска – как правило, они в подавляющем большинстве регистрируются впервые, поскольку приобретаются в автосалонах, а не с рук. Как раз именно эти данные позволяют судить о том, каков уровень продаж у татарстанских автодилеров.
Согласно данным управления ГИБДД МВД по РТ, на 1 ноября 2010 года совокупный татарстанский автопарк насчитывал порядка 936 тыс. транспортных средств. С начала года были приобретены 121 250 машин (отметим, что 43% из них – иномарки). В том числе 40 646 машин 2010 выпуска – то есть новым в этом году был куплен каждый третий автомобиль.
Приводим десятку самых продаваемых (на их долю приходится 81% от общего объема рынка) в Татарстане автомобильных брэндов. В целом лидеры рынка новых автомобилей по итогам 9 месяцев остаются теми же, что и в первом полугодии 2010 года, однако, в топ-10 некоторые из них поменялись местами.
Самый популярный и продаваемый брэнд - российская LADA. По итогам девяти месяцев зарегистрировано более 20 тысяч новых машин этой марки.
Первая пятерка лидеров остается прежней – LADA, DAEWOO, CHEVROLET, RENAULT, KIA. Но вот во второй половине топ-10 произошло несколько интересных изменений. Так, прежде всего отметим присутствие в нем брэнда BOGDAN. Фактически это LADA «десятого» семейства, которую начали собирать на Украине после того, как ее заменили на конвейере АвтоВАЗа «Приорой».
Несколько ухудшил свои позиции FORD, давно, кстати, не радующий нас новинками. Он поменялся местами с TOYOTA. Интересный факт: в Татарстане «американец» не входит в пятерку самых продаваемых брэндов, тогда как в целом в России, по данным AЕБ, он находится на пятом месте по уровню продаж.
Счастливым новичком в «десятке» оказался корейский HYUNDAI, число регистраций по которому возросло в третьем квартале в 2,5 раза относительно полугодия (284 ед.) и составило 981 единиц по итогам девяти месяцев.
А ЧТО В ПРЕМИУМ КЛАССЕ? И ЗДЕСЬ БУМ!
Обратим также внимание на происходящее в сегменте дорогих автомобилей. Среди состоятельных татарстанцев наибольшей популярностью по итогам девяти месяцев пользовались автомобили марки INFINITI, их владельцами этих автомобилей стали 112 человек. Чуть меньше зарегистрировано автомобилей PORSCHE – 109 единиц, причем 48 из них пришлось как раз на третий квартал, а это 44%, то есть почти половина совокупного объема.
Владельцев автомобилей классом еще выше поменьше. По итогам девяти месяцев в республике зарегистрирован 41 автомобиль CHRYSLER и 33 CADILLAC. Владельцами брутального HUMMER стали 27 человек, причем 11 из них было зарегистрировано в третьем квартале, т.е. 40% от общего количества. Владельцами автомобилей гламурного JAGUAR стали 20 человек.
Олигархии также засветились с покупками. По одному владельцу в третьем квартале добавилось у BENTLEY и ALFA ROMEO. Также за этот же период был зарегистрирован один ASTON MARTIN 2008 года выпуска. По итогам девяти месяцев в республике один человек стал счастливым обладателем любимого автомобиля Джеймса Бонда.
ИТОГИ И ПРОГНОЗЫ: ПОМОГЛА УТИЛИЗАЦИЯ
Своим мнением об итогах прошедших месяцев 2010 года с «БИЗНЕС Online» поделились участники рынка.
Михаил Котляров – коммерческий директор ООО «Акос»:
- Одна из причин активизации рынка – без сомнений, программа утилизации. По этой программе свои старые "Жигули" меняет на новые машины очень много автовладельцев. Вообще, в парке ЛАД Татарстана довольно много авто старше 10 лет, около 300 тысяч, но не все люди готовы расстаться с ними, тем более, если это автомобиль иностранного производства, который даже 2000 года выпуска может стоить более 50 тысяч рублей.
Относительно докризисного периода продажи, конечно, еще не выровнялись, они намного меньше. На докризисный уровень они, по нашим прогнозам, выйдут где-то в 2012-2013 годах. Нынешний год был довольно сложным в том смысле, что если в начале года продажи были достаточно большие, что было обусловлено большим запасом автомобилей на складах, то потом они стали падать. Но уже на конец октября в нашем автосалоне достигнута планка продаж 2009 года, продажи ноября и декабря, следовательно, уйдут в рост. Предположительно, он будет в районе 20-30% по сравнению с 2009 годом.
Привлекательность автомобилей LADA и DAEWOO прежде всего объясняется их бюджетностью. Невысокая цена привлекает к ним покупателей. Но CHEVROLET на порядок их дороже. И то, что она в тройке лидеров по продажам, это заслуга и четырех дилерских центров, и грамотной рекламной компании. CHEVROLET вообще занимает в Татарстане совершенно уникальную позицию.
Сергей Чернов - заместитель генерального директора КАН-Автоваз:
- Население сейчас очень охотно приобретает автомобили. В этом году, будем надеяться, что объем авторынка в Татарстане (имеются в виду легковые автомобили) приблизится к 800 тысячам. Не думаю, что уровень продаж в нашем автосалоне как-то кардинально изменится к концу года. Спрос на сегодня настолько велик, что мы испытываем определенный дефицит в автомобилях. В связи с этим мы почти каждую неделю ездим к производителям, напрямую договариваемся о дополнительных поставках. Включаем в программу продаж тот же CADILLAC, который мы «раскачивали» полтора года и который только сейчас начал пользоваться спросом в Казани.
Надо сказать, что предпочтения потребителей практически не изменились, кардинальных изменений во вкусах не произошло. Если изменится социальный состав населения, изменятся и предпочтения. Сейчас, безусловно, есть такие, кто покупает только бизнес-седаны, есть те, кто покупает только наши автомобили, есть те, кому все равно. Если по итогам 2009 года мы продали 5005 автомобилей LADA, то в этом году на данный момент мы уже продали 11 тыс. машин. До конца года наш план – это 12,5 тыс. автомобилей LADA. Фактически увеличение объемов продаж более чем на 100%. То же касается и иностранных брендов. На сегодня продано примерно 2,5 тысячи иномарок. К трем тысячам к концу года, надеюсь, приблизимся.
Первое место в списке, безусловно, должно быть у автомобилей LADA. Большая популярность у DAEWOO, CHEVROLET – они вне конкуренции. По моим ощущениям KIA скоро догонит CHEVROLET.
Никита Сухачев - генеральный директор РРТ-Казань 3:
- Программа по утилизации очень сильно простимулировала покупку отечественных автомобилей. Эта программа очень полезна как с экологической точки зрения, так и для автомобильного рынка в целом. То, что ее продлили, говорит само за себя. Раз она быстро исчерпала лимит, следовательно, можно сделать вывод, что спрос есть и программа идет на ура.
Автосалон мы открыли в июне, и сравнить с докризисными показателями нынешние не можем. В целом, холдинг развивался очень активно, кризисный период мы использовали как момент роста, потому что верили в быстрое восстановление экономики, что и случилось. В следующем году в нашем автосалоне ожидается 25-30% роста.
NISSAN ниже в рейтинге, чем TOYOTA, потому, что до этого у NISSAN был всего одни дилер. С открытием нашего автосалона (РРТ Казань) ситуация изменилась в корне: для сравнения: за октябрь TOYOTA продала 150 автомобилей, а мы – 160. Мы рассчитываем быть выше TOYOTA в рейтинге следующего года.
Алена МАТВЕЕВА, Ринат БИЛАЛОВ, Лейсан КАМИЛЕВА, Наталия ТОКРАНОВА
БИЗНЕС Online
№ --- | 29.11.2010