29.11.2010 Происшествия
Неожиданный маневр
Дело о крушении вертолета вернули на новое рассмотрение
Верховный суд Татарстана отменил приговор по делу о крушении в октябре 2008 года в республике вертолета Ми-8 производства ОАО «Казанский вертолетного завода» (КВЗ), в результате которого погибли четыре члена экипажа. Тогда виновными были признаны два военпреда, а также трое работников завода. Вчера родственники погибших сообщили, что на КВЗ в целом «не отлажен контроль» и за такой инцидент также должно быть ответственно руководство завода. КВЗ оставило эти обвинения без комментариев.
На вчерашнем заседании в Верховном суде Татарстана была рассмотрена кассационная жалоба всех осужденных по делу о крушении вертолета. Ими являются трое работников КВЗ — 59-летний слесарь-сборщик Вячеслав Елсуков, 43-летний мастер цеха Наиль Кашапов, 25-летний мастер бюро технического контроля Наил Ситдиков, а также военпреды — специалисты Минобороны РФ 50-летний Вячеслав Анохин и 31-летний Руслан Уматкулов. Суд приговорил Вячеслава Елсукова, Наила Ситдикова и Руслана Уматкулова к двум с половиной годам колонии-поселения каждого. Наиль Кашапов и Вячеслав Анохин получили по два с половиной года условно.
В жалобах осужденные заявили, что с приговором не согласны, виновными себя не считают, а при сборке вертолета все сделали правильно. По их мнению, они должны быть оправданы. Между тем с их позицией не согласны родственники погибших, которые в своем выступлении выразили суду мнение, что «это (осужденные.—„Ъ“) не все виновные, есть и другие». А также присутствовавший на заседании и.о. татарского транспортного прокурора Руслан Цечоев, который попросил отменить приговор в части условного наказания Наилю Кашапову и Вячеславу Анохину — он считает, что им должны быть назначены реальные сроки. Верховный суд принял решение вернуть дело на повторное рассмотрение в тот же райсуд, но уже в другом составе. Судья мотивировал свое решение тем, что дело было рассмотрено «не в полном объеме».
Напомним, новый вертолет Ми-8 с заводским номером 96721 производства КВЗ разбился на испытаниях 26 октября 2008 года над поселком Новая Тура Зеленодольского района Татарстана. Машина имела статус экспериментального воздушного судна. Ее переоборудовали для перевозок VIP-персон с салоном класса люкс. Погибли четыре члена экипажа, в том числе 56-летний командир вертолета полковник Петр Чумаков, имевший 35 лет вертолетного стажа, 28 из которых — испытателем. 8 сентября этого года виновными в инциденте Авиастроительный райсуд Казани признал Елсукова, Кашапова, Ситдикова, а также Анохина с Уматкуловым. Они были ответственны за сборку и приемку машины, но, по версии следствия, небрежно отнеслись к своим обязанностям — причиной авиакатастрофы стал заводской дефект вертолета, разъединились элементы линии проводки поперечного управления. Болт, соединявший эти элементы, вылетел от вибрации, поскольку оказался вставлен в гнездо вниз головой. При этом его, как считает следствие, не закрутили гайкой и не вставили стопорный штифт.
«Более безобразного расследования (дела.—„Ъ“) я еще не видел»,— прокомментировал вчера журналистам адвокат одного из осужденных Александр Коган. Почему у него сложилось такое впечатление, он уточнять не стал. Родственники погибших считают, что на КВЗ в целом «не отлажен контроль» и за такой инцидент также должно быть ответственно руководство завода. С этим мнением отчасти соглашаются и сами осужденные — так, господин Анохин сказал, что вопрос о том, что случилось с вертолетом, целесообразно задать «тем, кто его переоборудовал». Этим занималось ЗАО «КВЗ-Ремсервис» — дочернее предприятие КВЗ, основанное в 2004 году. ЗАО выполняет работы по ремонту, модернизации и доработкам вертолетов типа Ми-8, Ми-17 и их модификаций. Кто является заказчиком машины, официально не разглашается. В годовом отчете эта информация отсутствует. Между тем в статье расходов упоминается, что КВЗ потратил на данный вертолет 53,13 млн руб. Вчера в электронных СМИ появилась версия, что вертолет после переоборудования планировали отправить в Тыву для главы МЧС России Сергея Шойгу. Однако она осталась без подтверждения.
Вчера получить комментарии на КВЗ не удалось — телефон пресс-службы, через которую „Ъ“ в приемной посоветовали общаться, не отвечал. Директор ЗАО «КВЗ-Ремсервис» Сергей Войдинов сказал „Ъ“, что его предприятие занималось только переоборудованием самого салона вертолета, не вмешиваясь в другие его элементы. Он напомнил, что у технической комиссии, работавшей в рамках расследования авиакатастрофы, никаких претензий к ЗАО не возникло. Имя заказчика вертолета он назвать также отказался.