Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
23.10.2010 Общество
Почему Казань стала лоскутным одеялом?Недавно в Казани, в рамках Дней архитектуры, обсуждался облик города. Реализация строительства была охарактеризована как «колхоз», от проектировщиков городские власти потребовали стать могильщиками безобразий. Тем временем реставрация Свияжска и Булгар идет полным ходом, за три года на эти проекты будет направлено 3,2 млрд рублей. Как работается специалистам в зоне повышенного внимания, рассказывает заслуженный архитектор РТ, член-корреспондент Академии архитектурного наследия РФ Светлана Мамлеева На чаше весов
- Светлана Ахметовна, любите ли вы Казань?
- Я живу здесь с семи лет, нельзя не любить родной город.
Но не я являюсь дирижером сноса старой Казани, если вы об этом. Я – архитектор-реставратор. Среди объектов которыми занимаюсь, Кремль, Госмузей РТ, бывший Гостиный двор и остров- град Свияжск.
- В Кремле, вроде бы, уже полная красота и порядок.
- Не совсем так. Большая работа была проведена на комплексах Пушечного двора, юнкерского училища, Дворца президента РТ. Сейчас ведется реставрация бывшего Архиерейского дома. Только что выпустили проект реставрации Спасской башни с надвратной церковью и пристроем. Башня до сих пор полна загадок и тайн. Во-первых, мы обнаружили на уровне 1 яруса два замурованных помещения, куда невозможно попасть. Может быть, именно там был подземный лаз? Мы сделали графическую реконструкциюбашни по архивным и натурным материалам на период 16 века. Не исключено, что она была перестроена из древней ханской башни. Во-вторых, неизвестно, где находится икона Спаса Нерукотворного, в честь которой названа башня.
- Столь же трепетное отношение и к Свияжску? Есть опасения, что в ходе реставрации будет нарушен его исторический облик.
- По Свияжску наш институт также является генеральным проектировщиком. Моему отделу «Реставрация» доверено 4 объекта: конный двор, богадельня, двухэтажные казармы и бывший клуб. По ним мы уже выдали согласованную документацию. К реставрации остальных объектов остров – града привлечены через наш институт другие реставраторы. Сказать что отношение трепетное – ничего не сказать. Оно благоговейное. Но десятилетия варварского отношения сделали свое дело. От казарм одни стены остались, конный двор - на треть перестроен и разрушен. Как это реанимировать, применяя современные технологии и материалы, а также учитывая меры пожарной безопасности? Ведь в реставрации главное- это подлинность. Для достижения этих целей приглашены технологи-реставраторы из Москвы, мы работаем под контролем организаций, занимающихся охраной памятников истории. К реставрации должны привлекаться лишь высококвалифицированные профессионалы, поскольку важно соблюсти все технологические требования. Исходя из них, надо и сроки сдачи объекта устанавливать.
- Занимаетесь ли вы современным проектированием?
- Так получилось, что для строительства нового Театра кукол в Казани был выбран мой вариант проекта, хотя не менее интересные решения были предложены коллегами. Считаю преждевременным давать интервью на эту тему, но могу сказать, что это будет не только Театр кукол, но и современный детский культурный центр с двумя залами на 250 и 100 мест, и еще с одним залом – многофункциональным, на 600 мест. В детском центре разместятся также мастерские, студии, детское кафе, а рядом - парк с аттракционами. Сценическая коробка театра рассчитана на все существующие в мире типы кукол. Надеемся, что в будущем году открытие театрального сезона состоится в новом здании.
Некогда смотреть на звезды
- Ваша профессия востребована как никогда. Возможности отвечают спросу?
- Архитектура требует полной самоотдачи, слишком велика ответственность перед предшественниками, современниками и потомками. В нашем институте трудятся фанатики своего дела.
- Откуда же берутся «ужасные», по мнению казанского мэра, новострои?
- В институте архитекторов учат одному, на практике они сталкиваются с другим. Недавно перечитала «10 книг об архитектуре», где рассматриваются градостроительные, инженерно-технические и художественные вопросы. Автор трактата – Витрувий, римский архитектор и инженер 1-го века до нашей эры. Он пишет, что зодчество должно быть завязано на пропорциях «человек-звезды-Вселенная», что для достижения гармонии следует учитывать природный ландшафт, розу ветров и другие условия, рекомендует из каких материалов лучше строить и когда начинать строительство, чтобы здание получилось прочным и красивым. Словом, все давным-давно известно. У нас сегодня есть и нормативы, и СниПы, и экспертные советы. Но какой-то винтик не срабатывает. И на звезды некогда смотреть, во главе угла темпы и коммерция. Кто-то приобрел землю, нанял рабочих, начал строить, не обращая внимания ни на ландшафт, ни на окружение. Даже архитектор не всегда нужен. В итоге на одной улице могут стоять жилое здание с претензией «на Венецию», офисная лаконичная «стекляшка», коттедж под сельскую избу. Появились целые кварталы одинаковых особняков. Город становится похожим на лоскутное одеяло. И такая тенденция не только у нас.
Свобода или анархия?
- Получается, что в Казани нет генплана?
- Генплан есть. Градостроительное законодательство тоже есть. Нет архитектурного образа перспективной застройки, следовательно, нет и ансамблевых решений. Бизнес и коммерция правят архитектурным балом, но никак не культура, гармония и красота. В древности чуть ли не для каждой улицы существовал альбом «образцовых типовых проектов для жилых и общественных зданий». Разрешалось варьировать, но основное было задано. Сейчас складывается впечатление, что свободу многие застройщики понимают как архитектурную анархию. К мнению специалистов прислушиваются не всегда, даже если речь идет об артефактах. Яркий пример - усадьба Сандецкого, очаровательный старинный особняк, где сегодня Союз композиторов. Здание так зажали новостройками, что оно уже не дышит, хотя закон обязывает хранить историко-архитектурные памятники. Таких примеров масса. Красота не приносит денег. Но я оптимистка. И вижу, что кое-какие подвижки есть. Думали ли мы, что доживем до реставрации Свияжска и Булгар? А теперь непосредственно участвуем. Ради одной такой работы стоило становиться архитектором!
Досье
Светлана Мамлеева родилась в Алма-Ате. Окончила КИСИ (ныне Казанский государственный архитектурно-строительный университет). Заслуженный архитектор РТ, почетный архитектор РФ, член-корреспондент Академии архитектурного наследия России. Главный реставратор ГУП «Татинвестгражданпроект». Вырастила двух дочерей.
Татьяна СИДОРОВА |
Самые читаемые
Архив
|