18.01.2014 Медицина
Зачем взрослой больнице нужен психолог?
В ГАУЗ «Городская клиническая больница №16», которое уже 30 лет лечит жителей Казани и других районов Татарстана, интересная новинка. В его штатном расписании появилась должность психолога. О том, что это дает пациентам клиники и сотрудникам, «КВ» беседуют с ее первым психологом, нашим постоянным консультантом Анной Чернявской.
- Анна, ваша больница - одна из первых казанских клиник для взрослых, где появился психолог. До этого ваши коллеги работали только в детских больницах. По чьей инициативе вы стали первыми?
- Для Татарстана психолог в больнице - это нововведение, что меня, как специалиста, очень заинтересовало. Наша клиника - многопрофильное учреждение, оказывающее помощь жителям Казани и других районов РТ. Руководство больницы уделяет большое внимание качеству обслуживания пациентов, именно по этой причине в клинике появилась должность психолога. Был объявлен конкурс, в результате которого меня пригласили.
- Ваша главная миссия в больнице - это...
- Создание благоприятного психологического климата в учреждении для эффективного и качественного взаимодействия медицинского персонала с пациентами. Моя задача сформировалась в соответствии с общей миссией нашей больницы.
- Вы работаете в команде с врачами или единолично?
- Я работаю самостоятельно, отдельно с сотрудниками и отдельно с пациентами. При этом ежедневно нахожусь в тесном контакте с медицинским персоналом.
- Приход психолога в многопрофильную больницу - хорошая тенденция?
- Безусловно. Мы живем в социуме, и любая межличностная сфера, где оказываются услуги, предполагает взаимодействие двух сторон - поставщика и потребителя. В нашем случае потребителями являются пациенты со своим многообразием характеров, взглядов и привычек. Каждый из них, попадая в клинику, хочет помимо конечного результата, выздоровления, получить также качественное обслуживание и психологический комфорт. Персонал в данном случае - это поставщик, который в психологическом плане имеет свое разнообразие характеров, которому при повседневной деятельности тоже очень важен психологический комфорт. Причем как для качественного взаимодействия с пациентами, так и для профилактики своего эмоционального выгорания. Психолог может выступить своеобразным сопровождающим, способным выстроить благоприятное психологическое состояние у обеих сторон и помочь наладить качественное, устраивающее их взаимодействие.
- Больница - это всегда стресс и дискомфорт для оказавшегося в ее стенах человека. Как вы помогаете с этим справиться?
- В случае необходимости психолог всегда придет на помощь пациенту. В зависимости от ситуации он может оказать психологическую поддержку или дать консультацию для улучшения психологического состояния. Обращения к психологу множественны и различны. У пациента возможны личностные проблемы, социальные, межличностные, различного рода страхи... Внутреннее напряжение и психологические зажимы могут помешать процессу лечения, выздоровления и просто комфортному нахождению в больнице. В этих случаях необходим разговор с психологом.
- Какие же бывают ситуации?
- Ситуации очень разные. Например, нередки случаи обращения по причине излишней конфликтности пациента с медицинским персоналом и другими пациентами, непонятной тревожности или страхов. У меня была пациентка, которой казалось, что она очень боится врачебных вмешательств. В этом, по ее мнению, была причина того, что она не может бесконфликтно сотрудничать с медицинским персоналом. На самом деле причина была в ее межличностных, неразрешенных ранее проблемах. Это сопровождало пациентку в любых социальных ситуациях, соответственно перенеслось и в больницу. Разумеется, страдала от этого не только она сама, но и сотрудники, и другие больные, получающие лечение, поскольку пациентка конфликтовала при любом удобном случае. Для нормализации ситуации понадобилась всего одна полуторачасовая консультация. В итоге пациентка не только бесконфликтно и успешно прошла лечение, но и, как она рассказала позднее, у нее, наконец, наладились другие сферы жизни.
- Стоит ли перед вами задача избавить пациента от страха перед операцией или какими-то серьезными манипуляциями?
- Если пациенту требуется психологическая поддержка подобного рода, он всегда может ею у нас воспользоваться.
- Информирование человека о его болезни в ходе лечения - тоже ваша задача?
- Нет, психолог не имеет отношения к врачебным диагнозам.
- Представление о роли психолога в больнице нечеткое. Вы скорая психологическая помощь или просто человек, который пришел в палату к тяжелобольному поговорить по душам?
- Наверное, точнее будет сказать так: постоянно действующая психологическая служба, созданная для помощи в поддержании благоприятного психологического климата в больнице у пациентов и персонала. С сотрудниками ведется обширный спектр работы по темам взаимодействия с пациентами, профилактике эмоционального выгорания и другим. А с пациентами - для нормализации их психологического состояния и восприятия.
- Ваша работа уже заметна? Каковы ее перспективы?
- О результатах своей работы я слышу ежедневно в положительных отзывах пациентов и сотрудников. На мой взгляд, эта работа достаточно перспективна в связи с тем, что благоприятная психологическая обстановка в организации - это всегда показатель качественного и эффективного взаимодействия между медицинским персоналом и пациентами.
Кстати
В многопрофильной клинике есть 9 отделений, в составе которых - поликлиника, стационар, женская консультация и роддом №4.
Недавно отремонтированную поликлинику 16-й горбольницы министр здравоохранения РТ Адель Вафин охарактеризовал как модель идеальной поликлиники. По его словам, именно связка «поликлиника-стационар» является наиболее эффективным способом медицинского обеспечения граждан.