Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
12.08.2010 Общество
ИЗ ПРОВАНСА - НА БАЙКАЛПатрик Реми (на снимке) едет один на мотоцикле из Москвы в Иркутск. Он не супермачо, не затянутый в кожу байкер, не помешанный на путешествиях чудак, который то и дело скитается по планете. Он - обыкновенный француз. Просто влюблен в Россию, а его "бон вояж" - мечта детства, настолько давняя, что пора бы ей было и забыться, как это обычно случается. Но Патрик сумел вырваться из повседневности и сделать то, чего просила душа - повторить путь героя романа Жюля Верна. Патрику Реми пятьдесят семь - самое время осуществлять мечты. Дети выросли и разъехались из родного дома, работа - фриланс, силы есть. Когда еще, если не сейчас? Купил давно желанный мотоцикл и начал готовиться к поездке - на это ушло четыре года.
Дорога путешественника пролегает через Елабугу, где мы и встречаемся. Гость подъезжает на своем небольшом мотоцикле, снимает шлем и... слегка смущается. Он явно не привык к вниманию прессы, к нацеленным на него фотокамерам. Чуть усталый вид, пыль дорог, внимательные, умные глаза - так, наверное, и выглядят романтики. Он начинает отвечать на вопросы по-русски, но скоро устает. На помощь приходят знакомые из Франции, гостящие сейчас в Елабуге.
- Я третий раз в России, но только сейчас мне открылось, насколько она огромна! - таково главное впечатление Патрика по итогам десяти дней пути.
Мечта, за которой Реми сейчас едет на мотоцикле, возникла у него в 12 лет, когда он прочитал роман "Михаил Строгов" классика приключенческой литературы Жюля Верна. В нашей стране повествование малоизвестно, хотя на русский его перевели еще по настоянию Тургенева.
- Это была моя первая взрослая книга. Открытие мира приключений, смелости, далеких стран и... любви, - рассказывает Реми. - Я сразу же ассоциировал себя с главным героем и, конечно, влюбился в героиню. СССР был тогда почти недоступен, и это только разжигало мое любопытство. Мечта о Сибири вновь возникла в конце 80-х, когда я работал над проектом газопровода для "Газпрома". К сожалению, в Россию отправляли только холостых сотрудников, а у меня жена и трое детей. Так что первую поездку в Россию я совершил только в 2006 году в виде классического тура из Москвы в Санкт-Петербург. Уехал с твердым намерением вернуться. Мечта превратилась в проект: проехать от Москвы до Иркутска на мотоцикле, следуя по маршруту Михаила Строгова.
Этот роман Патрик знает практически наизусть. Впервые изданный в Париже в 1876 году, он сразу же был переведен на десяток языков. Сюжет таков: в Сибири началось восстание "кочевников Туркестанского края", грозившее охватить всю азиатскую часть империи. Железной дороги еще не было, телеграф зачинщики восстания повредили. Царь мог передать важнейшее поручение иркутскому генерал-губернатору, своему родному брату, единственным способом - послав курьера. Им был выбран молодой, волевой и смелый сибиряк Строгов. Преодолев все препятствия, гонец выполняет поручение, а также находит свою любовь.
Жюль Верн никогда не был в России, тем не менее повествование пестрит названиями городов и местечек, подробно описан путь героя, указывается расстояние между пунктами. Писатель изучал карты - как известно, он был еще и географом, путешественником. Москва, Нижний Новгород, Волга, Кама, Урал, Ангара, Байкал - эти и другие названия запали в детскую душу Патрика и стали олицетворением необъятной загадочной страны. И я прекрасно его понимаю. Точно такую же невыразимую прелесть таят для меня географические названия его родины, Южной Франции, Прованса - Марсель, Авиньон, Монпелье, Каркассон, Рона и Дюранс... От этих слов пахнет солнцем, лавандой и спелым виноградом, веет ароматом пряных трав. Манят извилистые улицы старых городов или какая-нибудь деревушка, укрывшаяся в горах, где жители добродушны и неторопливы, как истинные южане...
А у Реми своя романтика - в России. В романе упоминается около пятидесяти городов, деревень и почтовых станций, через которые ехал герой. Как можно больше этих мест намерен посетить и путешественник, хотя некоторые названия устарели или, возможно, были написаны с ошибками. Не исключено, что этих местечек уже и нет на земле. Но основные пункты сохранились.
Собственно, на мотоцикле Патрик выехал еще из Берлина, но официально маршрут начался в Москве. Затем - Нижний Новгород, Казань, Елабуга... А впереди еще Пермь, Омск, Новосибирск, Томск, Иркутск. Всего более пяти тысяч километров. Строгов в XIX веке добирался почти три месяца - на поездах, пароходах, тарантасах, лошадях, пешком и даже на плоту. Реми в веке XXI планирует уложиться в три недели. Он преодолевает в среднем 400 километров в день, в наиболее интересных местах задерживается на некоторое время. Останавливался и в Казани, где прежде уже бывал.
"Путешествие есть открытие, поэтому я должен говорить по-русски. Для этого я учу русский язык уже четыре года и был две недели в университете Казани", - пишет Патрик на своем двуязычном сайте. Он начал изучать язык, вернувшись из первого путешествия по России. Однако спустя два года пал духом, так как не добился серьезных успехов. Потому и решил поехать на стажировку, выбрав Казань. "В августе 2008 года я провел там пятнадцать великолепных дней. Мне нравится знакомиться с городом, гуляя по нему и глазея по сторонам, избегая в первую очередь туристические места. Казань - это огромный город, особенно для меня, жителя Экс-ан-Прованса, который привык к замкнутым пространствам. Переулок, где я живу в России, мог бы претендовать на титул проспекта во Франции. Парк - не меньше, чем пять футбольных полей. Перейти шестиполосное шоссе на светофоре - просто безумие. Но самое главное - это Волга. Спокойная, безмятежная, голубая и необъятная. Мне кажется, что это именно она задает ритм города. Летом в Казани очень жарко, это я уже знал. Но я и подумать не мог, что вечера там такие длинные, а закаты такие красочные. Самая оживленная улица Казани - Баумана. Эта пешеходная улица соответствует европейским стандартам: банки, магазины, гостиницы, рестораны и "МакДоналдс". Однако мне больше нравится параллельная ей улица Кремлевская, у которой есть свои особенности".
Кстати, о Казани в романе сказано отдельно, в главе "Вверх по Каме": "...18-го июля, часов в шесть утра, "Кавказ" подошел к казанской пристани. Самый город Казань отстоит от пристани на семь верст и находится при впадении Казанки в Волгу... Как только "Кавказ" причалил, все пассажиры, как вновь прибывшие, так и сходящие на берег, подверглись тщательному осмотру полиции..." Описание очень расплывчатое, да и что можно написать о городе, ни разу в нем не побывав? Но, видимо, Жюль Верн изучал помимо карт и документальные источники, поскольку природа обрисована более-менее точно: "Пароход приближался к устью Камы, и перед глазами путешественников с обеих сторон возвышались ее живописные крутые берега, заросшие густым хвойным и лиственным лесом, синеватая линия которого на горизонте сливалась с небом... Любуясь живописными берегами Камы, молодые люди в разговоре и не заметили, как настала ночь. Пароход плавно подвигался вперед; вылетавшие из трубы искры ярко блестели на темном небе, и в лесах по берегу Камы время от времени слышалось протяжное завывание волков".
Таким образом, ясно, что мимо Елабуги Строгов тоже "проплывал". Патрик же задержался здесь на один день, и город его впечатлил. На встрече с генеральным директором государственного музея-заповедника Гульзадой Руденко он отметил, что поражен тем, насколько хорошо здесь сохраняется историческое наследие:
- Когда мы были на улице Ка-занской, я вспоминал страницы романа, где описывалось, как люди прогуливались в XIX веке. Мне немного жаль, когда я вижу, что в других городах России современные конструкции заменяют старинную архитектуру. Замечательная идея - сохранить исторический центр города в том виде, в каком он существовал. Во Франции я живу в древнем городе Экс-ан-Прованс, к нам приезжают очень много туристов, чтобы посмотреть именно старинный центр.
Гостю подарили значок "Я люблю Елабугу", а он пообещал, что всюду станет рассказывать об этом городе. Журналисты же продолжили расспрашивать Патрика.
- Это достаточно отчаянный шаг - иностранцу одному вот так ехать по России...
- Я не единственный, кто решился на подобное путешествие - есть немало таких европейцев. Думаю, что некоторые маршруты уже как бы заложены в сознании людей, любящих путешествовать на мотоциклах. Пересечь США, проехать от Аляски до Аргентины... Один из наиболее длинных путей - из Европы в Азию по России - тоже традиционный маршрут байкеров.
- Оправдала ли Россия ваши ожидания?
- Не могу сказать, что я был сильно удивлен - я увидел именно то, что знал, что ожидал увидеть. Я знал, что дороги не очень простые, что русские водят быстро. Я знал, что всегда найду помощь, если она мне понадобится, и увижу много красивейших мест.
- Как к вам относятся сотрудники ГАИ?
- Они меня еще ни разу не остановили. Я очень внимательно слежу за другими участниками движения и уже понял, что, когда колонна начинает притормаживать, значит, где-то впереди - полиция (смеется). К тому же я думаю, что они предпочитают останавливать своих соотечественников, потому что с иностранцами это немного сложнее.
- Правила движения строго соблюдаете?
- Да. Чтобы ехать на мотоцикле по российским автотрассам, нужно быть очень осторожным. Я предпочитаю строго следовать знакам, особенно ограничениям скорости, потому что понял: если во Франции вы видите знак 40 километров в час, вы знаете, что опасности все равно нет, можно двигаться быстрее. А в России надо ехать, как предписано, в противном случае это просто опасно. На мой взгляд, русские водят сейчас так, как французы лет 40 назад. Тогда у нас на дорогах гибли 12 тысяч человек, сегодня - в три раза меньше.
- Жара трудно переносится в дороге?
- Да, это самое ужасное, что я встретил во время путешествия. У нас на юге Франции не бывает так жарко, как сейчас здесь. Особенно тяжело то, что это повторяется изо дня в день. Труднее всего было на границе, где пришлось ждать час на солнце при температуре 38 градусов. Но я уверен: как только станет прохладнее, я буду сожалеть об этих жарких днях (смеется).
- Вы женаты? Или как герой романа хотите найти в России свою любовь?
- Конечно, я знаю, что Михаил Строгов нашел свое счастье в России, но это не моя цель. Я женат более 30 лет, необходимости в двух женах у меня нет.
- Как семья отнеслась к затее?
- Моя мама совсем не понимает, зачем мне это нужно. Жена понимает мою детскую мечту, но, конечно, эта идея ей не нравится. А мои дети, скорее, рады, немного горды - для них это значит, что их отец еще не настолько стар. Вначале, конечно, мы все переживали, но сейчас, поскольку все проходит хорошо, пришло спокойствие.
- Путешествуете за личный счет или вам кто-то помогает?
- Это мой личный проект, и я расходую собственные средства, хотя на все уйдет около пяти тысяч евро. Поначалу я хотел найти спонсора, но потом прочитал в Интернете о многих необычайных проектах, которые люди сами реализуют. Например, я знаю двух студентов, которые в марте выехали из Франции на велосипедах, они сейчас уже в Монголии.
В Иркутске Патрик Реми планирует оказаться 15 августа. Отчет о поездке он обещает публиковать на своем сайте www.poutiverne.com.
Марина СЕЛЬСКОВА |
Самые читаемые
Архив
|